– Милостью Божьею многие, кто оказался заражен вирусом, потихонечку выздоравливают, возвращаются к обычной, привычной жизни, появляются на приходе. И в разговоре о том, как удалось прожить три-четыре недели карантина, изоляции, нередко звучит тема, что, оказавшись один на один с самим собой, в замкнутом пространстве, выйдя из привычного круга рабочих вопросов, отношений, человек часто не может организовать сам себя, свое время, чтобы этот месяц, эти недели провести с пользой. Думалось, что можно будет и почитать, и что-то полезное сделать, но девяносто процентов времени ушло на новости, политику, фильмы, развлечения. И получается, что экзамен на свободное время не так-то просто сдать.
Обычно в жизни треть времени занимает работа. Человек включен в определенные отношения, и все у него идет по плану. А тут – раз! – и много свободного времени. И оказывается, есть вещи, которые нас так к себе притягивают и привлекают! Еще один симптом нашего времени – мы разучились читать серьезную литературу, вдумчиво, глубоко, с желанием исследовать, с карандашиком, с дневничком, выписывая какие-то нужные слова, применяя их к своей жизни. Мы привыкли к коротеньким эпизодам, небольшим статейкам на разные темы. Нет чтобы взять и погрузиться в исследование труда святого человека! А ведь это же напрямую связано с внутренней духовной работой. Ведь святой пишет не про себя, а про меня. И как было бы прекрасно увлечься самопознанием! Ведь интересно, как я живу, что у меня внутри происходит, поэспериментировать, расширить свой аскетический опыт, удвоить молитвенный труд. Но для этого же нужно быть хорошо образованным теоретически, полюбить чтение. И вот настолько мы проигрываем средствам массовой информации, телевидению, Интернету, что если на весы положить книгу и телефон, то, конечно, телефон перевесит.
Замечено, чтобы человеку стать профессионалом в какой-либо области, нужно посвятить ей десять тысяч часов. Это при условии восьмичасового рабочего дня – четыре года. То есть, ежедневно занимаясь определенным делом в течение четырех лет, человек может добиться мастерства. Перед всеми нами стоит задача – мы должны стать профессионалами в молитвенном труде. Если молитва для нас не станет профессией, то наше сердце не очистится от грехов и страстей. Если оно не будет чистым, значит, не сможет видеть Бога.
Десять тысяч часов... Если прикинуть, сколько мы молимся по-настоящему, не просто вычитываем правило, а с вниманием и сердечным чувством, то тридцать-сорок минут в день. Это в лучшем варианте, если убрать рассеянность, увлеченность своими мыслями, жалость к себе, усталость. И только представить: чтобы эти десять тысяч часов «отзаниматься», нужно лет шестьдесят. Понятно, что у нас нет столько времени; следовательно, его нужно перераспределить. На самом деле его достаточно. Мы же находим четыре-пять часов в день для общения по телефону и чтения в Интернете. Вы посмотрите экранное время: в среднем человек примерно столько и расходует на телефон. Но можем же мы к молитвенному правилу прибавить еще полчасика, чтобы один на один с Богом помолиться Его именем. Ночью, или вечером, или днем, но найти эти тридцать минут, хотя бы для начала, чтобы почувствовать вкус внутренней жизни. Жизнь-то быстро пройдет, и в конце надо будет дать отчет, чего мы достигли в молитвенном труде.
Если Господь дает возможность побыть дома, постараемся это время не потратить впустую, его у нас и так очень и очень немного.
Помогай нам всем Господь!
Записала Анна Цветкова