– Так бывает, что когда детки вырастают и начинается у них самостоятельная жизнь или подростковый период и они отдаляются от родителей, то родительское сердце об этом беспокоится, болит, иногда мучается. Хочется, чтобы у детей было все хорошо и в их семейных взаимоотношениях, и в профессиональном выборе. Недавно одна мама позвонила и говорит: «Дочка выросла, замужем, но что-то у нее не так. И мне тяжело… Как с этим справляться?» У меня небольшой опыт в семейной жизни, потому что детки только-только еще подрастают, хотя тоже есть какие-то личные аскетические опыты. И есть небольшой опыт духовнической жизни, потому что у священника тоже есть чада, которых иногда находишь где-то при дороге израненных, больных, покалеченных и потом душевные и физические силы в них вкладываешь, чтобы их отмыть, очистить, привести ко Христу, к Церкви.
Этот человек подрастает, немножко набирает сил, выздоравливает и потом в какой-то момент уходит в другой храм или к другому священнику. И какое-то время назад из-за этого переживал (конечно, это тщеславные переживания, что не соответствую ожиданиям), а потом с опытом пришло такое понимание: и слава Богу, когда человек находит себе пастыря по душе, по запросу, по духовным устремлениям. Он подрос, у него начинается самостоятельная жизнь, тянет к более строгому или, наоборот, к более мягкому – чего требует его душа.
С другой стороны, слава Богу, потому что в этом уже нет твоей ответственности. Пока ты человеку что-то говоришь и он тебя слушает, слышит, в этом доверии и совместном пути ты за человека отвечаешь перед Богом, перед своей совестью. Но когда человек уходит, то можно спокойно выдохнуть и молитвенно его сопровождать, может быть, какое-то время, сколько сердце помнит, но это уже не твоя ответственность, потому что ты можешь нести это бремя духовничества, наставничества, пастырства только при условии послушания человека.
И когда я для себя это принял, оказалось, что легко можно переживать расставание, потому что на земле нет ничего вечного, и люди иногда по немощи, иногда по ревности ищут следующую ступеньку. И в детях примерно то же самое – приходит возраст, когда ребенок должен уйти в свободное плавание, потому что нельзя жить, держась за мамину юбку или за папин подрясник всю жизнь. Человек должен научиться отвечать самостоятельно за свои решения. И родителям нужно научиться отпускать детей и перестать жить жизнью детей, потому что не хватит на это сердца. А дальше сопровождать своих чад этой родительской болью к Богу, не мирской печалью, что не получилось так, как хочется, что не реализовали свои мечты в детях. Мало ли о чем ты мечтаешь, у детей своя жизнь и своя ответственность, но родительское сердце и болезнь сердечная должны быть к Богу. Это не мирская печаль, которая убивает, а печаль по Богу, которая соделывает спасение.
И молитвы родителей строят основание дома своим детям. И вот в этом самое главное родительское дело в эту пору, и в этом утешение. Если мы будем молиться за своих детей по-настоящему, иногда со слезами, то это лучшее, что мы можем им дать, потому что совета уже не спрашивают, уже и не слушают, нет послушания – нет ответственности. Слава Богу, может быть, пришло время себе внимание уделить, как-то больше на своей жизни сосредоточиться, чтобы не жить жизнью детей. Потому что за детей перед Богом только в какой-то части будешь отвечать, главный ответ за твою душу, за твое освобождение от зла, от страстей. Может быть, пришло время заняться собой.
Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Чурина