– Сегодня хочется немного обсудить воскресное Евангелие о слепом Вартимее, над которым мы размышляем всю эту неделю. Евангелист сохраняет имя слепца, потому что это удивительный, выдающийся человек, один из первых, кто сформулировал молитву, которой мы сейчас спасаемся.
Сидел Вартимей у Иерихонских врат. Милостью Божьей многие из нас не знают, что такое слепота. А случается такая беда – и человек лишен возможности видеть мир. И вот этот слепой знал, что где-то есть человек, который совершает чудеса. Его имя он сохранил в сердце. Вдруг в какой-то день послышался сначала шум (слух у людей со слабым зрением очень острый), потом приближение народа. Из разговора он выхватил фразу «Иисус идет…» И стал кричать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!» Точнее, «Сыне Давидов», но это то же самое. «Сыне Давидов, Сыне Божий, Царь Израилев, помилуй мя!» Эту молитву мы называем Иисусовой. Ему запрещали: «Ты чего кричишь?! В прелесть впадешь! Нельзя, молчи! Зачем беспокоишь Учителя?» А он еще громче: Сыне Давидов, помилуй мя. Господь услышал, остановился, попросил привести его: «Что ты хочешь?» – «Хочу прозреть». – «Прозри! Вера твоя спасла тебя».
«Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя» – слова, которыми открывается вход в Царствие Божие, что внутри нас, но чтобы его открыть, нужно углубиться в свое сердце. Это самый важный труд, который необходим каждому христианину. Без молитвы невозможно стяжать никакой добродетели, невозможно очистить сердце от греха, открыть внутри себя Царствие Божие. В Церкви существует высочайшее искусство и наука из наук – труд внутреннего делания, к чему обязательно должен приступить каждый человек. На каком-то этапе жизни внешнее делание, Марфин труд, должно перейти в сидение у ног Иисусовых и слышание слова Его. Это целая школа, этап, который начинается здесь и разрешается в вечности. Мы должны достигнуть определенного успеха, приобрести опыт. В трудах святых отцов в основном говорится об этом. Что бы они ни писали о страстях, об аскетике, красной нитью проходит подвиг внутреннего делания: внимание к помыслам, к чистоте сердца и постоянное призывание имени Иисуса Христа.
Конечно, если поднять эту тему, можно услышать окрик: «Это только для монашествующих! Это только их дело! Не надо! В прелесть впадешь!» Но это и есть прелесть, когда запрещают молиться именем Иисуса. Перед нами пример человека, который взывал ко Христу и прозрел не только внешне – его сердце узрело Бога.
Дай нам, Господи, полюбить этот труд, постепенно приучаться находить в течение дня время, полчаса, чтобы, стоя или сидя перед образом Спасителя, отрешившись от суеты, сосредоточиться на нескольких словах: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Записала Анна Цветкова