– Если внимательно приглядеться к картинке экрана, то мы увидим на ней три образа: Спасителя, Пресвятой Богородицы и еще одного святого, который меня буквально с тыла прикрывает. Это образ святого равноапостольного Кирилла, учителя словенских народов. И сегодня мы совершаем его память.
Благодаря Кириллу и Мефодию русский народ узнал на славянском языке первые слова, первые буквы Священного Писания. Первыми книгами, которые вообще русский народ взял в руки или услышал вслух, были Евангелия, Псалтирь, и много-много поколений воспитывалось именно на этих книгах. Учили грамоту, читая Священное Писание, и каждое слово, написанное Духом Святым, – как замечательный инструмент, как способность настраивать гармонично инструмент звучания нашей души. Потому что от того, что человек слышит, зависит его культура, глубина его души, способность мыслить, слышать. Русский народ услышал Священное Писание.
Заканчивается Неделя о мытаре и фарисее, завтра будем слушать уже Евангелие о блудном сыне, но все-таки несколько слов хочется сказать про историю двух людей, пришедших в храм помолиться Богу. Фарисей молился, очень довольный собой: «Благодарю Тебя за то, что я не такой, как прочие человецы, воры, прелюбодеи; или как вот этот мытарь». И в этом согрешил человек, имя которого стало нарицательным. Фарисей – человек лицемерный, с двойным дном; имеет один вид, а содержание другое. Согрешил в том, в чем осудил.
Благодарить Бога за то, что есть в жизни, неплохо, это правильно, когда действительно в этом человеческий труд и человеческий подвиг. Он не лукавил в этом вопросе, он действительно был неплохим человеком и ревнителем закона Божия. Но каждый раз, когда человек осуждает, он тем самым превозносит себя над другим. И когда мы слышим о человеческих неудачах, о том, что у кого-то что-то не получилось или расстроилось, внутри начинает струйкой извиваться радость, которую мы называем злорадством. Потому что на фоне ошибок другого я ощущаю себя неплохим человеком, потому что я не такой, как он...
На самом деле мы все одинаковые. Как сказал Феликс Эдмундович: если вы на свободе, это не ваша заслуга, а наша недоработка. И действительно, если мы окажемся в ситуации того человека, который нам кажется грешником, все пойдет точно так же, а может быть, и хуже. Мы не согрешили не потому, что праведны, а потому, что с нами недоработали, Господь не попустил лукавому искушать нас больше нужды. Но проблема в том: если мы видим грех другого человека и в нас рождается осуждение, то это большая беда, чем сам грех.
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? Лицемер, вынь бревно из своего глаза, тогда увидишь, как помочь брату своему». Сучок – это грех, бревно – это осуждение, потому что всякий возносящий себя будет унижен, а смиряющий себя возвысится. Бог смиренный, и когда человек смиряется, он приближается ко Христу, к Его нраву. И, напротив, когда человек осуждает, это крайняя степень возвышения над ближним и уничижения его; тогда человек удаляется от Бога, потому что гордым Бог противится.
Еще раз поразмышляем над этой историей – в ней очень много разных смыслов, но суть именно в том, что человек, смиряясь, обретает правильную способность обращаться к Богу с молитвой. Смиренным Господь подает благодать.
Записала Елена Чурина