– В семейных отношениях между людьми, в отношениях человека и Бога присутствуют два очень различных периода. Первый период – прекрасный, легкий, радостный, когда приходит влюбленность, когда Господь открывает Свой мир сердцу человека и кажется, что все можно. Вдохновение для молитвы, узнавание Бога, ощущение Его присутствия в этом мире и в своем сердце – так называется период новообращенного. И так бы хотелось, чтобы он продлился всю жизнь. Влюбленным так и желают на свадьбе: запомните этот день, пусть вся жизнь ваша будет как этот день.
Но, к сожалению, это невозможно. Хорошо ребеночку сидеть у мамы на руках, она его греет, кормит молоком, прижимает к своей груди, гладит. Так бы и сидел до сорока лет у мамы на ручках. Некоторые так и сидят, так и питаются материнскими силами. Но это ненормально. Нормальный процесс, когда в годик-полтора мама ставит ребеночка на пол на ножки и отпускает. И он стоит, не понимает, что происходит, смотрит на маму, по сторонам, потом начинает, качаясь, делать первый шаг, второй, падает, коленочки ударяет, начинает плакать, говорит: «Мама, возьми меня на ручки». А мама проявляет выдержку и мудрость. Нет, говорит, теперь сам. И ребеночек постепенно, со скрипом, начинает делать шаги и ходить, начинает взрослеть, развиваться.
И в отношениях с Богом бывает период призывающей благодати, когда Господь изобильно изливает Дух Святой в наше сердце, когда Он открывает то, чем человек будет жить, как это возможно. А потом начинается трудный путь. Большая часть жизни – это путь в пустыне. Как израильский народ из Египта, спасаясь от фараона, ушел в пустыню. Эта пасха, спасение, жизнь, явные чудеса Божии, переход через Чермное море, и все – казалось бы, вот свобода. А потом сорок лет в пустыне, чтобы умерли все, рожденные в рабстве, чтобы отошло от израильского народа это рабское состояние. Это неизбежно для того, чтобы приобрести опытность.
И здесь очень важен подвиг и постоянство: жить верой в то, что Господь не обманул (то, что произошло при встрече, – это все есть), и надеждой, что это все вернется через труд, через путь, через подвиг. Преподобный Серафим Саровский стоял на камне тысячу дней и ночей. Иногда думается, для чего? Может быть, для того, чтобы стяжать какие-то особые дары видения, молитвы и так далее? На самом деле случилась трагедия.
Серафим Саровский очень рано был облагодатствован Богом в полной мере. Он встретился со Христом. Эта встреча – всегда глубокое потрясение души. Потому что сердце разрывается, стремится выскочить из груди ради любви к любимому. Во время богослужения он был введен в алтарь и несколько часов пребывал в этом исступлении, как бы вне себя находился. А потом вернулся к обычной жизни.
Потом в жизни монастыря начались трудности, умер игумен, нужно было выбрать нового, думали на Серафима, он отказался, назначили другого. Новый игумен стал как-то прижимать Серафима. И у батюшки на сердце возникла печаль об этой ситуации, за человека. Но она, видно, была не совсем по Богу, и благодать встречи ушла. И всегда это такой контраст, когда вроде Господь был близок – и Его нет, и молитва сухая, и чувство присутствия Бога отошло. И этот подвиг – тысячу дней и ночей на камне, чтобы вернуть, стяжать, восстановить эту связь…
Нужен труд, подвиг, нужна молитва. И нужно трезвое понимание, что это неизбежность. В любых отношениях между людьми, между человеком и Богом наступает период, когда младенчик должен научиться ходить сам, приобрести опыт: ошибок, покаяния, веры и верности. Господь всегда поддерживает, Он не оставляет человека окончательно. Но шаг за шагом мы должны идти навстречу Богу. И эта встреча будет обязательно. И радости нашей никто не отнимет. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро