– Недавно разговаривали с одной прихожанкой, подростком, и она задала такой вопрос: «Как быть тем ребятам, которые учатся со мной в одном классе и у которых нет вообще никакого понятия о грехе? Хорошо – я в храм хожу, с мамой разговариваю, слышу, что в храме говорится, книги читаю… Например, взять такой грех, как мат. Мы же понимаем, если сказано в Священном Писании: сквернословцы Царства Божия не наследуют, – то это не просто так сказано, а серьезные вещи. А тем детям, которые не ругаются, а разговаривают на мате (сейчас это вообще форма речи), как быть?»
Как быть? Да, пока человек не ощутит дар от Бога, он не будет бояться его потерять. А что терять, если ничего не имеешь? Как в песне про древнего человека: он ничего не имел, поэтому ничего не терял, все свое носил с собой. И говорить, что материться плохо, что курение грех, что хамство – это то, что наводит проклятье Божие на человека и его род, бессмысленно. Вернее, это все на уровне морализаторства: человек говорит, а «Васька слушает, да ест». И вот так, пока у человека не будет ощущения дара...
Как объяснить 15-летней девочке, что курить вредно, что дети будут зеленые, что болеть будешь? Бесполезно. Пройдет какое-то время, девчушка повзрослеет, встретит свою любовь и потом в семье вдруг через какое-то время ощутит, что под сердцем у нее зародилась жизнь, и вот тогда, а не раньше, если она мозг свой совсем никотином не погубила, она ощутит, ради чего ей стоит оставить и ночные дискотеки, и алкогольные напитки, и курение. Если не сделает это сейчас, то потом она (и не только она) за эти свои прихоти будет платить очень дорогой ценой. И ради той жизни, которая появилась под сердцем, человек может исправить свои многолетние привычки. Ради любви.
Для того чтобы человек ощутил смрадность и смертность от греха, важно, чтобы у него случилась встреча. Встреча с Богом, встреча со Христом. Никакая мораль не может защитить человека от греха. Ради страха бывает, когда создаются такие условия, человек как-то может себя начать контролировать, но как только эти границы снимаются, он снова возвращается в свое привычное русло. В тюрьме все очень предельно вежливые до тех пор, пока из тюрьмы не выходят, а там снова блатная малина на жаргоне, и человек очень легко в прежнее русло скатывается. Хотя вроде был приличным гражданином. И только когда сердце человека ощущает (как апостол Павел говорит: уже не я живу, но живет во мне Христос), что внутри затеплилась какая-то совершенно другая жизнь, очень важная, дорогая, и что, оказывается, неровное движение, поступок, слово могут эту жизнь оборвать, человек может измениться.
Мария Египетская станет преподобной Марией, разбойник, варвар Моисей Мурин, жесточайший бандит, становится кротким агнцем. Преподобный Моисей становится великим подвижником, которому многие молятся о помощи в победе над плотскими страстями, потому что если искушаем был, то можешь и искушаемым помочь. Дай Бог, чтобы каждый человек ощутил зарождение жизни в своем сердце. А здесь важны и пример, и сила, и слово, и слово о Христе, и простая человеческая любовь, потому что тому, кто любит, доверяют. И здесь мы можем нашим детям помочь. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Чурина