– Всегда произнося эти слова, как бы внутри себя добавляю: «Пусть Господь всем даст мирный дух, настрой сердца на сострадание Христу, чтобы прожить эти дни вместе и рядом с Ним». Сегодня Тайная Вечеря. С этого дня по всему лицу земли постепенно (начиная с Иерусалима) стала совершаться Божественная литургия. Сначала просто как преломление хлеба в воспоминание Господа и Спасителя, а в IV веке святители Иоанн Златоуст, Василий Великий оформили тот чин, те священнодействия в то, что мы сейчас называем литургией Иоанна Златоуста, Василия Великого, и совершается эта Божественная служба каждый день, кроме дней, не положенных по уставу.
Господь собрал Своих самых близких учеников в Сионской горнице на Тайную Вечерю. И перед тем как дать завет, завещание (зная, что все уже совершилось и что сатана вложил в сердце предателю), Он снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем и, подходя к каждому ученику, как самый последний слуга, стал омывать им ноги. Петр возмутился: «Как Ты? Это я должен омывать Тебе ноги». – «Если не омою, то не имеешь части со Мною». – «Господи, и ноги, и лицо, и руки – всего меня омой, я хочу быть с Тобой». – «Чистому все чисто. Только ноги надо омыть».
Потом говорит: «Все вы соблазнитесь в эту ночь обо Мне и оставите Меня». Петр говорит: «Господи, я не предам, я за Тобою и на смерть, и в тюрьму, я душу за Тебя положу». – «Душу за Меня положишь? В эту ночь еще не возгласит петух, как ты трижды отречешься от Меня». То же говорили и все ученики. Затем возлег Господь на вечерю и пояснил, что Он делал: «Если Я, ваш Учитель и Господь, омыл вам ноги, то и вы так должны поступать друг с другом». В конце вечери хлеб благословил, преломил: «Примите, это Мое Тело, за вас ломимое во оставление грехов». Взял чашу с вином, благословил, освятил: «Вот Новый Завет в Моей Крови, которая за вас изливается во оставление грехов, – сие творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда принимаете Чашу, смерть Мою возвещаете, дондеже приду».
«А кто будет есть от Чаши сей и пить от Крови сей недостойно, без рассуждения, – уже дальше продолжает апостол Павел в своих посланиях, – тот принимает эту святыню в суд, во осуждение себе. В этой Чаше и жизнь вечная, и суд над каждой душой». Суд бывает разный – наказательный, обличительный, оправдательный, но, каждый раз приступая к Чаше Христовой, каждый да испытывает себя, с какой душой, с каким сердцем он принимает эту святыню. Если не будете принимать сего дара, жизни Моей в себе иметь не будете. Вне Причастия нет жизни со Христом, именно поэтому Церковь неустанно говорит на протяжении всей своей истории словами святителя Иннокентия Московского: «Кто не причащается, тот не любит Иисуса Христа».
Все разговоры о «вере и любви в душе, сердце, вере в Бога без Церкви» – пустое. Если человека нет у Чаши, в нем нет Христовой жизни. Сегодня по всему лицу земли соберутся верные, которым вверены Тело и Кровь Христовы. Наверное, количество причастников в Великий Четверг и на Пасху определяет живое тело Церкви – это те люди, которые и являются христианами по жизни; не по названию, не по формальному признаку, а именно те, кто живет Христом. Великий Четверг, Тайная Вечеря.
Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Чурина