– Сегодня Великий Пяток. И всегда, когда записываешь передачу, очень сложно подобрать слова, чтобы хоть как-то передать то, что в этот день совершилось. Самый скорбный из всех когда-либо существовавших дней на земле. Даже день грехопадения меркнет перед Великим Пятком, когда люди своего Бога, пришедшего в мир, ставшего ради них Человеком и вверившего Себя в их руки, распяли на кресте. И поскольку каждый из нас продолжает грешить, то всякий грех в очередной раз вбивает гвозди в руки и ноги Спасителя. Потому что Он так воспринимает наше зло.
В центре храмов будет стоять гроб Господень (его образ мы называем плащаницей). Будет служба, на которой вновь и вновь мы будем слышать об этом событии. На царских часах, на вечерне, читая Евангелие, мы окажемся там же, где и Мария, и Иоанн Богослов, – у Креста. Господь сказал перед Своей смертью несколько прощальных слов.
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий (Лк. 23, 33–34). Человека прибивают ко Кресту, и сквозь мучительнейшую боль Он обращается с просьбой о милости.
Со Христом были распяты два разбойника. Один в безумии стал злословить Его, говоря: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста, спаси Себя и нас», насмехаясь, в полубезумном крике. А другой разбойник говорит: «Тише! Неужели ты не боишься Бога? Ведь мы все вместе осуждены на смерть, но мы-то достойное по грехам нашим приемлем, а Он ни единого зла не сотворил». И, обращаясь к Спасителю, говорит: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. И Господь говорит: «Истинно говорю, сегодня будешь со Мною в раю».
На Кресте, сквозь боль и хулу народа, который, издеваясь, кричал: «Он называл Себя Сыном Божиим, пусть сойдет с Креста, тогда уверуем», Господь увидел Мать Свою и ближайшего ученика. И говорит Матери: «Жено, се сын Твой». И ученику: «Се Мать твоя». Заботится о Матери, о каждом из нас. В Иоанне Богослове мы все усыновлены Пресвятой Богородице.
Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Страшный крик по своей сути. Чтобы умереть, Вечный и Бессмертный Бог должен был разорвать Свою связь с источником жизни – с Отцом. Так возлюбил Господь всякого человека, что ради него Он идет на это жуткое страдание, на умирание. «Жизнь, как Ты умираешь?» – будем мы потом молиться церковными словами. Как жизнь может умереть? Только по любви. «Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» Отче, в руки Твои предаю дух Мой!
Свершилось! И преклонь главу, предаде дух (Ин. 19, 30).
Солнце померкло, камни расселись, земля потряслась, завеса церковная разодралась. Ангелы, которые стояли у Креста, держались за свои мечи. И каждый был готов вынуть меч и поразить всех, кто здесь против их Бога восстал. Но по смирению, по послушанию, понимая, что так нужно, так Богу угодно, держали мечи в ножнах.
Великий Пяток. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро