– Недавно получил один урок, который хочется усвоить. Потому что так часто мы съезжаем на рельсы формального отношения, лицеприятия. Мы видим внешнее, и наше общение часто бывает по касательной, по поверхности, и какие-то дела мы делаем для галочки, лишь бы не наказали, не поругали, лишь бы быть прикрытыми.
Во время командировки в Москву на социальный съезд номера в гостинице распределялись в беспорядке. То есть ты не знаешь заранее, с кем окажешься в одном номере. Прихожу вечером после прожитого дня, вижу какие-то вещи (видимо, человек заехал) и уже как-то немножко засыпаю. Заходит седой батюшка, уже в возрасте, и начинает что-то рассказывать. Знакомимся, а я понимаю, что уже не вмещаю, слушаю-слушаю и – отключился.
На следующий день та же история: уже поздний вечер, батюшка тоже возвращается после прожитого дня, после обучения. Тоже вроде пробуем поговорить, и какая-то усталость. Думаю, ну какие у нас точки соприкосновения? Он где-то там служит, у него один возраст, у меня другой. В последний день, когда уже заканчивается съезд, утром просыпаемся пораньше, и в голове вопрос: спросить или не спросить про какие-то личные моменты, как человек пришел к священству, как дела в семье?
Решаюсь, и батюшка начинает рассказывать два часа истории про жизнь, про то, как он пришел к священству, как семью нашел, как воспитывает детей. И я понимаю, что это сокровище, что Господь дал возможность найти еще один бриллиант в коллекцию. Потому что редко когда вот так сходишься с человеком. Есть такое выражение, которое говорила одна блаженная: «У вас одинаковые духи». Мы не могли наговориться, у нас общий взгляд на жизнь, на церковные вопросы и проблемы. Расстались, а этот бриллиантик попал в коллекцию.
Я недавно рассказывал эту историю. Можно же было просто формально отмахнуться: «Ладно, устали, о чем разговаривать? Давайте поговорим о каких-нибудь новостях». Но захотелось узнать человека. Часто меня интересует вопрос: а вам люди интересны? Если вам люди сами по себе интересны, то как вы с ними выстраиваете взаимоотношения? Важно научиться тому, что каждый человек, даже если он какой-то невзрачный, не вписывается в наши представления о каком-то порядке, – это сокровище, некий ларчик. Просто ключик нужно найти, чтобы его открыть и утешиться.
Я понимаю, что где-то там, в далеком северном городе, есть уже близкий по духу человек, с которым периодически мы будем на связи в какие-то дни, в какие-то праздники, в молитвенном общении.
Он так интересно рассказал про себя. Его зовут Юрий Иванович, священником он стал совсем недавно, а ему уже почти семьдесят лет. Как-то он шел мимо храма, а там стоял священник, отец Михаил. И он его окликнул: «Отец Григорий?» Кого он звал? Поворачивается, а тот говорит: «Да, я тебе, иди сюда». – «Так я не Григорий, я Юрий, Георгий». – «Да ладно, рассказывай». Что-то сказал и ушел. А потом этот толчок стал потихонечку возвращать память о детстве. И он вспомнил, что в 12 лет бабушка ему рассказывала, что когда его крестили, то священник перед наречением имени задумался и говорит: «Будешь Григорием». Назвал имя, окрестил его Григорием, и он стал пастырем отцом Григорием, а по паспорту – Юрий Иванович.
Вот такое сокровище можно было потерять, а оно нашлось. Слава Богу за все!
Записала Елена Кузоро