– Христос воскресе! Сегодня мы в последний раз произносим эти самые прекрасные в мире слова. Христос воскрес, и в Его воскресении надежда нашей жизни. Если Христос не воскрес, то мы самые несчастные люди, потому что не в Того уверовали; тщетна вера наша, и проповедь тщетна.
Незаметно пролетели сорок дней праздника Пасхи; и до следующего года по Уставу мы оставляем это дивное приветствие. Иногда приходишь на службу, и какая-нибудь прихожанка или отец приветствуют: «Христос воскресе!» У меня немножко возникает ступор: отвечать на это приветствие как-то искусственно или произносить как пароль (вопрос–ответ) – не хочется. «Но вот же, – говорят, – Серафим Саровский всех так приветствовал!» Конечно, всех приветствовал, потому что у него все время Пасха была на сердце. Он к этому пришел через тысячу дней и ночей на камне; через пятнадцатилетний подвиг затвора; нужно пролить кровь и принять этот дух. А некоторой формулой, которая является признаком приближения к Серафиму Саровскому, – просто не отвечается. Я про себя говорю, у кого-то может это восклицание звучит от сердца.
До Пятидесятницы мы не кладем земные поклоны, а иногда очень хочется: во время литургии перед Святыми Дарами; дома на молитвенном правиле – преклонить колено. Но себя немножко приходится удерживать, потому что Устав – дело не формальное. За внешними правилами всегда скрывается определенная суть – послушание, которое рождает смирение, а смирение привлекает Божию благодать. Не формальное законничество: нельзя, не положено, – а именно удерживание себя от лишних движений, от нарушения порядка. Ждешь Пятидесятницы, понимая, что придет день Святой Троицы – и встанем все вместе на коленочки в зеленую травку, и почитаем коленопреклоненные молитвы. И это будет исполнением благословения Святой Церкви, как и ожидание радости Христовой Пасхи.
Я вам подскажу один маленький секрет: 26 сентября совершается память Воскресения Словущего – это еще один пасхальный день, в который благословляется совершать литургию и службу пасхальным чином по пасхальному уставу. Когда мы совершали эту службу впервые, радости от Пасхи было не меньше, чем в сами пасхальные дни. Хотя это осень, Пасха далеко, но Церковь так милостиво нас воспитывает и дает пережить еще один раз все пасхальные приветствия.
Конечно, мы помним про Воскресение Христа, совершая малую Пасху от воскресенья до воскресенья. Собственно, жизнь христианина таким образом и организована: мы приходим в храм в воскресный день, отдаем седьмой день Господу Богу; в Новом Завете акцент сдвинулся с субботы на воскресенье, потому что в субботу Господь почил от Своих дел и освятил его, а в воскресенье Господь воскрес; и события этого дня значительнее для человека, поэтому мы празднуем воскресенье. В этот день, если человек живет в нормальном церковном режиме, не возбраняется ему готовиться к Причастию. И вот так живем – от воскресенья к воскресенью, от причастия к причастию.
Заканчиваются пасхальные торжества, и всем хочется пожелать дожить до следующей Пасхи и не терять эту радость, искать ее через служение милосердия, служение любви, через благодатные таинства, через любовь к Священному Писанию, к молитве. Потому что это источники благодати Божией, через которые Господь входит в сердце, и в какой-то момент оно вновь возгорается, и мы всем своим существом с ликованием восклицаем: «Христос воскресе! Воистину воскресе – и жизнь жительствует!»
Записала Елена Чурина