– Мы говорим: радости, праведности и мира о Духе Святом. В Священном Писании написано, что Царствие Божие – это не пища и питие, а радость, праведность и мир о Духе Святом. Когда приходит Дух Святой, то человек не знает, где он находится: на небе или на земле. Поэтому и цель христианской жизни преподобный Серафим Саровский сформулировал так: стяжание благодати Духа Святого Божьего.
Вчера в передаче мы немного об этом поговорили. И уже когда она была записана, я подумал, что перескочил с темы, начал одно, а закончил как-то по-другому. Поэтому возвращаемся к теме про доверие к Матери Церкви; она очень премудро все устраивает. И если человек слышит Церковь, доверяет ей и делает, как она говорит, он приобретает впечатления, которые формируют его веру, личный опыт.
В чем впечатления? Господь воскрес – и это событие настолько великое и значимое, что в Церкви прекращаются поклоны до Святой Пятидесятницы. То есть внешнее выражение нашего покаяния, нашей сердечной скорби отодвигается, потому что Христос воскрес, смерть побеждена – это великий праздник. А есть же привычка. Церковный человек воспитан земными поклонами.
В этом есть глубокий смысл. Имя Божие с некоторых языков так и переводится, Бог – это Тот, перед Которым мы преклоняем колени, в первую очередь смиряем свое сердце, которое гордое и эгоистичное, все время хочет свою волю творить. И колени своего тела тоже преклоняем. Когда мы приходим к какому-то значимому человеку, мы его приветствуем поклоном. А если хочется что-то у него попросить, есть такое действие, когда человек становится на колени. И как бы тот ни был настроен, он сразу теряется: «Что Вы, вставайте, как можно?» Его сердце как-то смягчается, и он, даже если был настроен против чего-то, может изменить свое решение.
Мы привыкли делать поклоны во время литургии, во время Евхаристического канона, когда совершается пресуществление Даров, имея навык поклониться перед величием Божиим, ведь совершилось таинство, хлеб и вино претворились в Тело и Кровь Христовы. От чувства благодарности всегда падаешь ниц. Наступают дни Святой Пасхи, и всякий раз себя удерживаешь, смиряешь, потому что воля хочет даже по благим намерениям почтить святыню. Но ты понимаешь, что послушание важнее многих вещей, и делаешь поясной поклон с благоговением, благодарностью. Происходит воспитание терпения, ты хочешь свою волю исполнить, а Церковь говорит: «Подожди, потерпи пятьдесят дней без поклончиков».
Наступает день Святой Пятидесятницы – и коленопреклоненные молитвы... Церковь в этот момент украшена и березками, и травой, просто чтобы было ощущение праздника. Все христиане после долгого периода воздержания встают на колени. А еще накануне, во время вечернего богослужения с субботы на воскресенье, опять же впервые после пятидесяти дней воздержания вновь звучит одна молитва. И когда ты знаешь, в какой момент она появляется, уже заранее готовишь свое сердце, как будто находишься в тот момент в горнице иерусалимской.
…Все в ожидании, и хор впервые за долгое время вновь произносит эти самые прекрасные слова: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Молитва о призывании Святого Духа. И всё – благодать Божия врывается очевидным, ощутимым образом в жизнь человека.
Эти впечатления – твой опыт, не под алкоголем, как подумали участники этого события из толпы, не под какой-то эйфорией, когда человек свои психофизические ощущения путает с тем, что Дух Святой пришел, – и возникает прелесть, человек прельщается. Он пытается потом снова и снова возбудить в себе эти психические состояния, на них подсаживается и становится от этого зависимым.
Здесь абсолютно другое, здесь Дух Святой приходит в Церковь в момент, установленный Богом. И если ты по послушанию к этому шел, готовился, то обязательно Господь даст пережить опыт этой встречи. Пусть Господь даст всем нам любовь к нашей Церкви и готовность ее слушать. И она обязательно научит и воспитает в нас веру. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро