– Сегодня, 23 июня, день рождения у моей дорогой и любимой дочери, которую зовут Серафима. Ей исполняется 16 лет, и это прекрасный возраст юности, который мы называем переходным. Обычно в этом периоде (плюс-минус 2–3 года) у детей что-то такое происходит, что взрослым кажется, будто они сходят с ума. У них возникают какие-то нелогичные и вызывающие поступки, меняется поведение, отношение к родителям – много чего меняется. С одной стороны, это чисто физиологическая история, когда начинается гормональный сбой, гормоны внутри мечутся, и человек теряется от той энергии, что выбрасывается в его неокрепший организм, который еще не научился собой управлять. С другой стороны, это время, которое Господь положил для созревания личности человека, для взросления, для осознания себя отдельным от родителей. До этого момента его все за ручку водили (в храм, на причастие, в школу), он воспитывался под родительским надзором, иногда под гнетом, теперь он хочет ощутить, кто он есть, чего он хочет. И здесь требуется колоссальная родительская мудрость, терпение и еще много чего, чтобы правильно прожить этот период со своим чадом, чтобы не потерять отношения.
У нас от детей бывают многие ожидания, иногда этими ожиданиями мы их задавливаем, возлагая на них свои амбиции, мечты, какие-то свои нереализованные проекты, нам хочется, чтобы в детях это все реализовалось, особенно если ребенок талантлив. Когда он талантлив, от него ожидают многого, и он растет скованный этими цепями, боясь не оправдать ожидания. А иногда он просто входит в бунт: хочу жить своей жизнью. Когда ребенок попроще, то от него особо ничего не ожидают, у него сохраняется детство, а талантливые должны стать взрослыми старичками – родители хотят, чтобы они в 10–14 лет соответствовали их ожиданиям. И часто это детей надолго травмирует, иногда на годы, десятилетия, что они не справились с этими ожиданиями.
В подростковом возрасте очень важно дать человеку опору, надежду, поддержку не за результат. Взрослых спрашивают за результат: «Почему ты не выполнил эту работу? Не получишь зарплату…» А для подростков очень важен процесс. И пусть он даже на миллиметр включился, но его важно поощрить, что сделал шаг, переступил через свою лень, расслабленность, через свои хотелки, он пошел и помыл посуду, пусть не так качественно, но вы это заметьте, потому что у ребенка вырастают крылья, когда замечаешь его малое. И напротив бывает, когда он гаснет… В нашей жизни есть такие примеры, когда приходишь домой, дети приготовили ужин, они тебя ждали, сделали небольшую приборку, но ты зацепляешься за какую-то мелочь (например, неприбранную кровать), и все – обесцениваешь весь их огромный процесс работы.
Обесценивание – гадкая и подлая штука, которая есть не только в детских отношениях, но и во взрослых (может быть, мы потом об этом немножко поговорим). Очень важно, что настоящий педагог не всех «чешет» одной гребенкой, особенно если это несколько детей или детский коллектив; выхватывают какие-то звездочки, говорят, что вот она молодец, она вот такая… Но ведь кто-то может вязать ковры, кто-то только носки, а кто-то только шарфик – у каждого свои таланты. Но можно погасить даже какие-то самые добрые намерения, потому что у подростков и конкуренция, и желание быть оцененным. И мудрый педагог каждой сестре даст по серьге – он заметит всех и вдохновит.
Сейчас школьная система извращена, потому что там важны отличники, а дети, которые слабее, выдавливаются на периферию – они не очень успешные, не очень удачные, не очень развитые. И они потом уходят в другую среду, но для подростков очень важно внимание, поддержка, оцененность их даже небольших усилий, потому что все остальное нарастет, разовьется.
Симочка, с днем рождения! Ты – моя дочь, и дай Бог тебе пройти подростковый возраст, расцвести, повзрослеть и стать очень красивой, сильной, доброй и правда реализовать наши надежды. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Чурина