– Некоторое время назад православная служба «Милосердие» выиграла президентский грант на тему: «Наставничество». Наставничество – это то, что у нас не очень развито в государстве, поскольку вообще тема детей-сирот при живых родителях, тема неблагополучных семей звучит, к великому сожалению.
А еще так бывает, что наше государство в лице тех, которые создают определенные правила поведения, почему-то придумало, что детей нельзя учить труду. Прямо на уровне закона в детских домах запрещен детям любой труд: убраться в комнате, помыть пол, посадить картошку на приусадебном участке, помочь педагогам разгрузить что-то, принести, помыть посуду. И уполномоченный по правам ребенка очень тщательно следит за тем, чтобы не было эксплуатации ребенка.
Это же просто катастрофа, потому что ребенок выходит из учреждения в восемнадцать лет и не знает, как купить хлеб, как приготовить куриный суп; он вообще ничего не знает, кроме того, что ему тут все обязаны, вокруг него обслуга. Это на уровне правил. Понятно, что мудрые педагоги все равно какие-то лазеечки находят по принципу: «это же мои дети». Потому что любой директор является опекуном. Приходит уполномоченный, говорит: «Как у вас с этим законом?» Тот отвечает: «Как Вы в своей семье, учите своих детей заправлять кровать, пыль вытирать, мусор выносить?» – «Естественно». – «А это мои дети, почему я их не могу научить?»
Это просто обязанность, потому что если ребенок выходит в мир в розовых, еще и зашоренных очках, то сразу коршуны на него налетают. Их караулят, потому что у них на сберкнижках есть определенные суммы, от государства есть обязательство дать им жилье. Специально обученные люди их находят, втираются в доверие, и потом очень быстро ребенок, еще не приспособленный к жизни, оказывается без средств, без жилья и пополняет другие казенные учреждения, если понаглее и поборзее, потому что есть-то хочется. Если он как-то спокойнее, то становится бездомным.
Наставники – это те люди, которые берут на себя ответственность за детей с 12–14-летнего возраста до 18 лет. Это не усыновление, не опека, это просто путешествие рядом, за руку. Это проводник во взрослую жизнь. Ребенка можно взять на выходные, с ним можно сходить на собственную работу и показать, что и как делается, если ты какой-то специалист. И просто по-человечески для каждого ребенка, независимо от его характера, жизненно важно, чтобы рядом оказался авторитетный взрослый. Если не будет добрых авторитетов, обязательно найдутся криминальные авторитеты. Потому что это человеческая потребность в наставничестве – тянуться за тем, кому доверяешь, на кого хочется равняться.
Конечно, служба «Милосердие» в эту сторону смотрит. И государственная служба поддержки таких детей на нас смотрит с надеждой. Нам нужны уверенные, спокойные, состоявшиеся люди, у которых, может быть, не растрачен родительский ресурс, что-то не сложилось, но есть желание послужить и понести труд по поддержке подростков, очень непростой, но по-человечески важный. Конечно, мы таких людей ждем.
В последние дни празднования Пасхи мы посещали одно наше окормляемое учреждение – специальную школу, в которой обучаются дети, выдавленные из общей школьной системы, потому что они где-то притормаживали, где-то – не очень хорошо следили в их семьях за уроками, они не очень успешные, не вписались. И они ушли на улицу, которая их научила пить, курить и материться.
То, что меня потрясло, – руководитель этого учреждения, женщина, она настоящий педагог. Причем с опытом Антона Семеновича Макаренко. Я говорю: «Вы читали "Педагогическую поэму"?» Она отвечает: «Она у меня стоит среди прочих книг». По ее манере общаться, по примерам видно, что этот опыт как-то переработан и усвоен. Меня это поразило. Я спросил: «Какие у вас наказания?» Говорит: «Чтение книги». – «А еще какие?» – «Чтение книги вслух». Это принцип, что ребенок должен читать. Сначала он сопротивляется, но потом увлекается. Все дети в этой школе читают с удовольствием. Казалось бы, через такой нажим прививается навык познания мира через книгу.
В общем, тема наставничества большая, нам нужны наставники. Кто почувствовал отклик, обращайтесь: 200-07-04, код 343. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро