– Как-то очень неожиданно мы оказались в периоде Петропавловского поста. В этом году он всего две недели (это всегда зависит от Пасхи, Троицы), через неделю после Троицы начинается Петров пост. Где-то он бывает чуть больше месяца, где-то – чуть больше недельки, в этом году – две недели воздержания от суеты, от излишков, от греха, в первую очередь ради почтения святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Каждый из них – удивительный; даст Бог, в день их памяти мы вспомним их историю жизни, но Церковь нас готовит к этому дню духовным аскетическим упражнением. По уставу пост не такой строгий, как Великий и Успенский; устав сродни Рождественскому. Сейчас уже достаточно и овощей, и фруктов, спокойно человек может себе позволить ограничить влияние своей плоти на душу. «Постом смирял душу мою, и молитва в недра моя возвращалась». Плоть освобождает душу от своего влияния через воздержание. Конечно, можно и в пост жить спокойно (как не в пост) и никак это не почувствовать, но Церковь предлагает и предполагает, что послушный христианин включится в этот процесс познания самого себя.
Сквозь ослабленную плоть начинает проявляться душа такой, какая она на самом деле. И когда человек сталкивается с самим собой и осознает, что многое из того, что он о себе думал, на самом деле иллюзии, самообман, ложь, он начинает испытывать переживание, потрясение, и от этого у него возникает реальная необходимость в Божией помощи. Когда человек не понимает, что ему с собой делать, или когда у него не хватает сил управлять собой, он начинает взывать: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!»
Пост – именно такой механизм. В нем есть и физиологические, и аскетические аспекты, потому что «сытое брюхо к молитве глухо», а воздержанное чрево, напротив, и к молитве, и к духовному познанию гораздо легче поднимается. В то же время есть и психологический аспект поста, когда у человека появляется реальная душевная потребность и в покаянии, и в помощи Божией, если человек честен сам с собой, – это важное условие. Потому что на самом деле даже без ясных и четких заповедей Моисея или Нагорной проповеди любой человек в любой точке мира в самых диких джунглях имеет всегда четкие ориентиры, он понимает, что есть свет, есть тьма, есть верх, есть низ. Верх – небо – человек как-то внутренне ассоциирует с чем-то хорошим, добрым, светлым, низ – с чем-то низменным, смертью, страстями.
Конечно, можно сказать: а как хорошо? Например, хорошо, когда я буду лежать на диване, а вокруг меня все будут суетиться и я буду ими понукать. Это же хорошо для меня. А давай ситуацию изменим на противоположную: твой слуга будет лежать, а ты вокруг него будешь суетиться. Это хорошо? – Нет. То есть, получается, в этом выборе были просто твои корысть и эгоизм, а на самом деле ты понимаешь по совести, чутьем, что хорошо и что плохо.
Конечно, вот так хорошо, а вот так плохо, потому что неприятно. Внутри каждого из нас в сердце записан нравственный Закон Божий. Даже если человек не знает Евангелие, он чувствует своим сердцем, что есть совесть, которая всегда показывает: что к Богу, что от Бога. Другое дело, что мы совести можем свернуть голову, можем ее похоронить грехом, но это опять же личный выбор человека и личная его ответственность. Это интуитивное ощущение должно навсегда человека привести ко Христу. Познание видимого мира, неба, звезд всегда человека, если он ищет истину, приведет к познанию Бога, а размышления о Боге приведут к Личности Иисуса Христа.
Святые первоверховные апостолы этому посвятили жизнь, чтобы до людей доносить понятия, что есть совесть, цель, путь, человек, выбор. И каждый из нас должен не только это усвоить, он должен стать помощником апостолам, потому что мы с вами живем, к сожалению, в крайне языческом мире. Может быть, даже в мире, который более погряз в оккультизме, магии, колдовстве, суеверии, чем тот мир, в котором жили первоверховные апостолы Петр и Павел. Помогай нам всем Господь поститься постом приятным!
Записала Елена Чурина