– Вчера мы затронули тему Соловецкого монастыря. Немножко ее продолжим. Так получилось, что милостью Божьей с братством (16 человек братьев – это часть некая) мы отправились в паломничество на Соловки. Удивительно так – организовались на четырех машинах. Путешествие, конечно, само по себе всегда связано с чем-то новым, с открытиями, с узнаванием себя и окружающих. А тут цель – Соловки.
И вот мы добрались до Кеми, сели на корабль и прибыли на Соловецкий остров. Монастырь всегда хочется каким-то образом почувствовать, – почувствовать сердцем. Что это, какой он. И когда мы отправляемся в какое-то святое место, ищем благодати Божьей. Или святыня как-то нам себя открывает, или люди, от которых мы опять же ищем благодатного опыта.
Соловки огромные и по площади, и по духовному объему. Их так непросто понять и почувствовать! Чтобы вжиться в монастырь, нужно время. Экскурсией, набегом, туда-сюда хождением не почувствуешь – нужно настроиться на ритм жизни монастыря. Это обязательно службы – утром и вечером, утром и вечером. Между службами возможны посещения каких-то святых мест и трудовые послушания.
Так получилось, что с братьями мы провели там около пяти дней. То есть нас было чуть поменьше – часть группы раньше уехала с Соловков, а братья провели пять дней. Первый день всегда связан с какой-то адаптацией. И вот мы прибыли на остров Анзер, где подвизались несколько святых – Елеазар и Иов Анзерские, а также новомученики и исповедники Российские.
Идем к скиту Голгофскому. А братья сошли с корабля – лес, осень, грибы – идут и не о том… гомонят, шутят. Какое-то расстояние прошли, и батюшка, отец Виктор, говорит: «У меня есть, что вам сказать».
И он сказал несколько кратких слов: «Братья, чтобы почувствовать святого, нужно на него настроиться, нужно сосредоточиться. Вот мы идем к преподобному Елеазару в месте, где он подвизался. Ведь надо же понять, зачем он сюда ушел 500 лет назад, ушел из мира, поселился за тридевять земель где-то на необитаемом острове. Что им двигало? Ведь понять это очень важно.
Ведь когда юноша с девушкой встречаются, когда любовь между ними возникает, они же хотят уединиться, найти укромное место, чтобы быть только вдвоем. Вот человек ушел в это укромное место, чтобы быть вдвоем с Богом. Ведь это настолько важно почувствовать – не просто как историю о том, что он здесь жил в таком-то веке, то и то делал, то и то построил, а понять его душу, понять, что им двигало».
И вот братья услышали. Кто-то это воспринял, а кто-то принял как информацию. И вот один брат потом рассказывал: «Я это услышал и понял, что мне нужно отойти от общей группы». Он пошел отдельно, молясь Господу и ища этого опыта. Он говорит: «Я потом почувствовал особое место этого подвига».
Интересна характеристика того, что Господь коснулся его благодатью. Там был такой эпизод: мы сели в автобус и уже возвращались обратно в паломнический центр. Водитель поехал маршрутом, который был перегорожен взлетной полосой. Ворота были закрыты, и водитель по привычке выругался. И вот этот брат говорит: «Я настолько почувствовал несоответствие ситуации, прямо сердцем почувствовал вот эту грязь слов, внутреннего раздражения! Настолько стало больно за этого человека!»
Ведь это правда результат: благодать пришла и дает сердцу возможность чувствовать по-настоящему – не с привычкой, не с равнодушием, а с какой-то болью. Вот этот маленький опыт духовного труда вошел в сердце. Мы совершаем паломничества именно для этого – чтобы приобрести опыт, которым мы могли бы дальше жить, выправлять свою кривую жизнь. Соловки – удивительное место. Слава Богу, что это случилось! Помогай нам всем Господь!
Записал Игорь Лунёв