– Неделю назад милостью Божьей отметили восьмилетие моего настоятельского служения. Несколько мыслей. Любое событие, любой праздник – это всегда возможность чего-то пожелать. А тут возможность пожелать самому себе. Я, конечно, не преминул воспользоваться этой возможностью.
Я сам никогда не искал настоятельства, это случилось целесообразности ради церковной – есть такая формулировка. Аппетит приходит во время еды, и когда распробовал, что это такое – быть настоятелем, понял: настоятель – тот, который может настоять на своем. И первое пожелание: чтобы то, на чем приходится настаивать, никогда не расходилось с волей Божьей, чтобы всегда внимательно, чутко видеть, слышать и настаивать не на своем хотении, желании или устремлении, а чтобы мое никогда не перебивало Божье.
Это так – желал себе и своим прихожанам. Очень важно всегда, чтобы не получался такой жизненный тяжелый крест, от которого мы мучаемся и стенаем, не перебивать своей волей волю Божью. А еще, как мне потом сказали, у слова «настоятель» есть однокоренные слова: «стол», «престол», то есть то, что устойчиво, «стена» – то, что поддерживает здание, на что можно опереться, «стойкость», «стадо» – собирание стада, которое без пастыря не стоит.
Чего еще пожелать в настоятельский день? Чтобы сердце ни к чему земному не привязывалось больше, чем к Иисусу Христу. Можно же впасть в иллюзию, сказать: «Вот мы тут построили, придумали, затеяли, организовали…» Помню, когда в октябре 2013 года после назначения отправился испросить благословения у преподобных Псково-Печерских и укрепиться на это служение, встречаю старца – отца Никона – и говорю: «Батюшка, вот такая история. Благословите, помолитесь!» Он улыбнулся: «Ну да, Иоанн (Крестьянкин) тоже: в одном селе построит храм – его в другое переводят, там построит – его опять в другое…» И дальше пошел.
Правильно, дело-то ведь Божье. Не свой же огород обрабатываем, а управляем тем, что Господь дал. И вот в этом всегда важно не увлечься, не забыть, что это Божье и дано во временное управление. Хотя, конечно, к людям всегда привязываешься, самое тяжелое и болезненное – когда человек уходит.
И третье, чего хочется себе пожелать. Когда я стал священником, глубоко вошли в мое сознание слова Христа, которые Он сказал Своим ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Это жизненный принцип, парадигма.
Не дай Бог стать для кого-то соблазном – своим равнодушием, или раздражением, или невнимательностью, или какими-то другими своими грехами смутить человека, отвратить его от Церкви и от Христа. Не дай Бог такое когда-либо совершить. Бывают, конечно, случаи, когда человек сам своими грехами соблазняется, – когда «кривое око», ведь ищущий повод всегда найдет повод. Но это его история и его ответ перед Богом. Но вот мне не хочется самому стать соблазном для других.
И вот выдался такой удобный момент, эти слова Богу сказаны в присутствии прихода. Дай Бог, чтобы эту линию мы смогли довести до конца. Помогай нам всем Господь!
Записал Игорь Лунёв