Восстановление храма. Человек храм Божий

«Благая часть» – это разговор о самом важном, это ответы на жизненные, беспокоящие душу вопросы. Авторская программа протоиерея Евгения Попиченко выходит на телеканале «Союз».

– Во время командировки в Казанскую митрополию посещали Альметьевскую епархию, управляет которой епископ Мефодий. Одно из богослужений проходило в Казанском Богородицком монастыре, в храме Божией Матери, в котором до недавнего времени располагалась мужская тюрьма. Собственно, в монастыре она до сих пор и располагается. Но храм немного выходил за ограду, и много десятков лет в этом храме находились мастерские, в которых заключенные трудились. С одной стороны, храм был изуродован, а с другой стороны, он был сохранен. Так Господь о нем позаботился, что к нему пристроили и склад, и котельную. И вроде как убирать все это строение было неудобно.

Некоторое время назад епископ Мефодий добился, чтобы храм вернули. А изначально это был женский монастырь и большой, красивый храм. Почему я об этом говорю? Потому, что история этого собора очень похожа на историю нашего Успенского собора на ВИЗе. Точно так же за колючей проволокой был храм-мученик, который милостью Божией сохранился, но был изуродован до неузнаваемости. Но каким-то образом он возвращается к жизни.

Это удивительно, что у храмов разные судьбы. Какие-то храмы были до основания разрушены и остался только фундамент, какие-то сохранились в неприкосновенности, какие-то были переоборудованы в мастерские, хлебохранилища, зоопарк. Интересно проследить, от чего это зависит. Почему такие разные судьбы у храмов? Одна из версий, что храмы созидаются тоже по-разному. Какие-то строят меценаты, и порой непонятно, на какие средства. Какие-то строит народ, какие-то – церковная община своими силами, какие-то строятся в течение нескольких лет, на восстановление или возведение других уходят десятилетия. В одних храмах собирается приход, а другие так стенами и остаются. Во многом жизнь храма зависит от того, каким образом его строили и сколько слез, пота, горячих молитв было в стенах храма пролито.

Владыка рассказывает, что сейчас восстановление храма происходит за молитвы девочек, которые когда-то были в приюте женского монастыря, ходили в этот храм. Прошло много лет, и Дух Святой в храм вернулся: восстановилось богослужение, и вновь люди приходят в Божий храм для спасения своей души.

Человек тоже в каком-то смысле храм Божий, так нам говорит Священное Писание: «Вы храм Божий, и вы святы». Душа живет в теле, тело – это храм. Кто растлит тело, того покарает Бог. Конечно, важно не только сохранить храм в неразрушенном состоянии, но и украсить его, чтобы там жил Дух Святой.

Важнейшая добродетель – это целомудрие, целостность личности, когда душа, тело и совесть пребывают в мире, в гармонии. И ничто так не повреждает эту целостность, как грех блуда, когда человек заблуждается, когда разрушается целостность и тела, и души, и взаимоотношений с Богом. Наверное, один из самых тяжелых грехов, после которого крайне трудно восстанавливаться, касается распространенного сейчас беззакония, когда человек очень легко разрывает свои отношения с Богом, разбивает целостность своей души, тела. И очень много лет потом приходится тратить на то, чтобы восстановить храм души. Чтобы он был очищен, омыт слезами покаяния, восстановлен и вновь в него вернулся Дух Святой. Помогай нам всем Господь!

Записала Елена Кузоро