– В сегодняшний воскресный день мы во всех храмах слышим историю об удивительной женщине, которую Господь тотчас исцелил, когда Он говорил с верующими в синагоге. Так было заведено по Божьему закону, чтобы седьмой день был посвящен Господу. Тогда этим днем была суббота – день покоя. Были определенные правила, касающиеся этого дня: нельзя было делать никаких лишних движений – прийти, послушать, уйти…
И ныне у ортодоксальных иудеев суббота – день, с нашей точки зрения, очень странный. Все специфически организовано – например, лифты такие, что даже кнопку не нажать, то есть они двигаются так, что ты с наименьшим количеством действий можешь добраться до пункта назначения. Пункты назначения тоже определены – в субботу куда-то можно, куда-то нельзя.
Вот Господь учил закону Божьему, рассказывал о том, чего Он от нас ожидает. В синагоге была женщина, которая привлекла Его внимание. Она болела – возможно, это был церебральный паралич, возможно, последствия травмы. Но женщина была скрючена – сказано, что 18 лет она этим недугом страдала. Вероятно, ей самой было больше 18 лет, а может быть, и нет – может, у нее была врожденная болезнь. Но суть в том, что Господь заметил не ее изуродованное тело, а ее прекрасную душу.
Часто бывает: для того чтобы наша душа приобрела красоту, богообразность, необходимо, чтобы наше тело как-то в этом поучаствовало. Человек так устроен, что какой-то физический недуг он воспринимает гораздо эффективнее, чем какие-то душевные процессы. Он сразу понимает…Происходит что-то с телом – а мысли о душе: значит, что-то мы не так делаем, Бога прогневили, нагрешили.
Любые физические немощи не случайны. Господь если что-то попускает, в этом всегда есть глубокий смысл. Даже если это немощи не у самого человека, а, например, у его ребенка. Кажется: «За что? Где справедливость?» Но бывает, что через одного человека Господь пытается проникнуть в сердце другого. И так бывает, что сердце становится мягче, когда кто-то заботится о немощном.
Господь увидел, что сердце женщины было особенным. Представляете – несмотря на немощь, человек приходит в синагогу, слушает слово Божье. У нас часто бывает – ой! – немножко кольнуло, возникли какие-то ощущения, и мы в храм не идем – дескать, в следующий раз придем. Поэтому я всегда в храме особенно подчеркиваю важность присутствия пожилых людей.
Вот есть у нас их несколько десятков. Всегда говорю: «Смотрите! Человеку уже за 80 лет, а она каждое воскресенье приходит в храм. Это достойно уважения и просто восхищения! Ведь «нормальные» старушки сидят телевизор смотрят, семечки едят. А тут что-то в душе, дающее силы по гололеду идти ранним воскресным утром в храм!»
Господь, увидев эту любовь к слову Божьему, к месту, где это слово слышат, говорит: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И у всех на глазах происходит чудо: она, будучи скрюченной, вдруг выпрямляется и начинает славить Бога. А дальше происходит событие, которое у Христа вызывает гнев, возмущение. Начальник синагоги говорит: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Такой чиновник: «Не положено!»
Вот это состояние, когда у человека внутри есть прямые углы закона: «Не положено!», «Приходите завтра!», «Перерыв», «Работа закончена»… Конечно, есть закон, но милость выше закона, а любовь выше милости. Вообще Господь от нас ожидает милости и любви. Закон – это начальный этап, когда человек учится правила соблюдать, но в законе нет любви, он «прямоугольный».
Господь говорит этому человеку: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Почему лицемер? Потому, что человек был начальником Божьего дома и должен был учить Божьей любви, а он учил каким-то формальностям. «Если ты осла своего в этот день ведешь поить, то неужели человека, который гораздо важнее, чем животное, нельзя было «отвязать» от недуга?» И все, слыша это, удивлялись, а некоторые стыдились.
Вот такая история. Помогай нам всем Господь!
Записал Игорь Лунёв