– У святого апостола Павла есть такие очень важные слова: «Жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение этой жизни. Я хотел бы разлучиться от уз этого тела и быть со Христом, но оставаться в теле считаю полезным для вас, если в этом есть особая воля Божия».
Жизнь есть во Христе. И к этому очень важно прийти. Нет никого дороже, важнее и ближе Христа. Никого прекраснее, благороднее, вернее, искреннее – даже не подобрать всех характеристик, которыми мы наделяем близкого человека, когда хотим, чтобы он был такой. Все это собрано во Христе. И когда человек обретает личную встречу с Богом во Христе Иисусе, когда сердцем ощущает, что в Нем вся правда, мудрость, красота, в Нем жизнь и в Нем вечность, тогда этого человека можно назвать счастливым. Все наши земные человеческие успехи не дотягивают до той глубины и полноты, которую может переживать человеческая душа. Вся наша жизнь должна привести именно к этому моменту, когда человек в сердечном трепете, в сокрушении сердечном склоняется пред Богом и говорит слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».
Господь знает ценность этой встречи и именно к этому ведет все наши обстоятельства жизни. Даже та история, которая связана с болезнью, вирусом, тоже промыслительна, нужна для того, чтобы человек очнулся. Так бывает: «что имеем – не храним, потерявши – плачем», «как тревога – так до Бога». Мы слишком сосредоточились не на том и живем не ради того – и жизнь проходит впустую. Бог вынужден потрясать нашу жизнь болезнью и ее последствиями, смертью родных, близких. Потому что когда человек проживает эти обстоятельства, он вдруг почему-то начинает меняться, у него в душе что-то такое происходит, он взрослеет, становится серьезным, начинает понимать, что главное, что не главное, что важно, что не важно.
Я на днях услышал историю священника, который очень тяжело прожил саму болезнь, вплоть до реанимации, был на грани. Врачи разводили руками и говорили: «Мы сделали все, что могли, дальше – не от нас зависит». Он проживал происходящее своей душой, внутри этой болезни, на грани, когда смерть уже вот-вот показалась, ее дыхание ощущалось. И потом он милостью Божией, по молитвам прихожан и близких, вернулся к жизни и смог этот опыт выразить в словах.
Он говорит: «Я там понял, что все пошло как-то не так: не так представлялось, не так думалось, не так должно было быть. Мне тридцать пять лет, у меня маленькие дети, молодая жена – как это все оставить? И ты понимаешь, что там вообще не взвешивается ничего. Кажется, что на чашу добрых дел надо чего-то такого насыпать. Да, я занимался социальным служением, делами милосердия, у меня было много церковных послушаний. И вдруг я понимаю, что все это ничего не стоит, что Бог не на это смотрит, не на количество накормленных, одетых, облагодетельствованных. Бог смотрит только на одно – какого качества у тебя душа, что у тебя в душе именно в этот момент. А в душе была тяжесть, тоска на грани отчаяния. Ты понимаешь, что у тебя ничего нет, что физически ты абсолютно ни на что не способен, лежишь голенький под простынкой, подключенный к капельницам, на душе огромная тоска и страх. И в эти моменты ум цепляется за что-то, что дает жизнь».
Он цеплялся за словосочетание «крест Христов». Как только ум это вспоминал, на душе появлялась сила, какая-то надежда, понимание, что если Христос за нас претерпел, Он не оставит, не бросит. Ради Него я тоже могу что-то потерпеть. И была огромная жажда еще хотя бы один раз послужить литургию, встать у престола Божия и обнять свою семью. Эти два желания давали силу бороться с болезнью. И Господь даровал жизнь.
Постепенно здоровье восстановится, даст Бог. Но не забыть бы никогда этот опыт! И когда человек проживает подобное, он начинает по-другому расставлять свои жизненные ценности, приоритеты, ради чего стоит жить. Но самое главное: жизнь – это Христос и приобретение живых отношений с Ним. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро