Есть на нашей Русской земле такой грех, из-за которого Господь не сможет нас благословить до тех пор, пока он не будет исцелен, исправлен. «Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное», в скверный сосуд не может войти благоуханное миро. Если образно, условно представить себе душу как сосуд, то прежде чем туда войдет благодать Духа Святого, этот сосуд должен быть вычищен. Представляете, наливают деготь – эту темную зловонную жидкость; даже если ее потом из этого сосуда вылить, сколько нужно сил, чтобы очистить его: сначала убрать остатки этой неприятной жидкости, потом выветрить запах. Как же это нужно стараться...
Господь сказал: «Сквернословцы Царства Божия не наследуют». Почему? Уста говорят от избытка сердца. То, что человек говорит устами, какими буквами его «тошнит», – этот маленький избыток переливается через край сердца. Грех, который называется «мат», – это жуткая характеристика той нечистоты, которая происходит в сердце человека.
Недавно мы путешествовали с сотрудниками, сестрами. Стоим перед посадкой в поезд, ждем, когда она начнется. Тут подходит группа молодых людей с клюшками – хоккеисты возвращаются после очередных игр. Они не то что бы ругаются – разговаривают матом, абсолютно не стесняясь, что здесь стоят пожилые женщины, священник. Для них это настолько естественно, въелось в их природу человеческую... И все: «Вот это да – отправились в паломничество, и тут такое соседство». Расселись по купе, ребята там освоились, мне пришлось в каждое купе зайти. Я говорю: «Ребята, давайте без французского языка, давайте по-русски. Понимаете ведь, что мы здесь едем вместе, кому-то это крайне тяжело, для кого-то это неприятно – видеть чужую тошноту». В основном они смогли услышать. Но суть-то ведь не исправилась. Ну да, они повели себя более-менее прилично в этой компании, но когда вернутся в свои хоккейные игры, в классы, это по-прежнему останется внутри их.
Почему Господь не войдет? Потому, что мат – это язык бесов, бесы на нем разговаривают. Есть такой опыт в церковном Предании: некоторые юродивые проникали в духовный мир и потом в ужасе говорили, насколько это мерзко, мерзость на уровне разных половых извращений, которые человек пускает в свой ум и сердце. Если слова такие, сердце гораздо хуже, потому что слова живут в сердце, они там находятся. Как в это сердце войдет Господь? Какое сообщение у Света с тьмой? Какое общение у Бога с дьяволом? Это же его поляна.
Так всегда бывает, когда разговариваешь с человеком, и вдруг он позволяет себе ругательство, мат: ты сразу понимаешь, что человек неблагонадежный, что в какой-то своей сути, сердцевине он глубоко поврежденный грехом человек. Мат – это симптом больной души, человек не может управлять собой. Он не может отвечать за свои слова, «фильтровать базар», ничего не может с собой сделать. Вот это: неблагонадежен для Царства Божия. Лукавый, печать которого стоит на сердце человека (мат – это его печать, духа злобы), в любой момент может сказать: «Ты куда собрался? Хочешь измениться? Ну-ка, иди сюда. Ты же мой, на тебе моя печать».
Путь человека к Свету всегда начинается с того, что он перестает в своих словах выражать грех. Это возможно. Дай Бог, чтобы мы это услышали, поняли, обеспокоились, чтобы эта мерзость, помойка, которая живет в сердце, потихоньку очищалась. Для начала надо перестать выплескивать это зловоние из своих уст. Помогай нам всем Господь.
Записала Анна Топорова