Наша жизнь состоит из встреч с людьми. И эти встречи бывают разными: бывают приятными, бывают неприятными, а бывают встречи, которые вызывают недоумение. Например, недавно в храм пришла молодая семья с намерением крестить свое новорожденное дитя. С первого взгляда сразу почувствовалось какое-то напряжение: мама стояла с маленьким ребеночком на руках, а папа был какой-то то ли мрачный, то ли недовольный – то ли недоел, то ли переспал. Чувствовалось, что настроение у него не то.
Всегда в этом случае задается законный вопрос: «Зачем вам это надо?» Отвечают: «Мы хотим крестить детей!» Уточняю: «А зачем?» Конечно, хочется услышать нормальный, спокойный ответ на этот вопрос: «Зачем надо крестить детей?» Люди отвечают на него по-разному: «Чтобы ребенок был крещеный»; или: «Русский, значит, православный»; или: «Мы все крещеные». То есть даются какие-то общие ответы.
Но на таких встречах, когда принимается решение крестить сейчас или подождать или когда предлагается пройти какой-то совместный путь, всегда необходимо выяснить, насколько человек христианин, потому что «крещеный» и «православный» – это разные категории бытия. Человек может быть и крещеным безбожником, а православный – это тот, кто живет в определенной парадигме принципов, взаимоотношений с Богом, с Церковью – Его Церковью.
И, конечно, священнику важно понять, зачем людям нужно креститься или крестить детей. Крестить ребенка – дело ответственное. Это как цветочек поместить в определенные условия: в одних условиях он может расцвести и принести какой-то плод, а в других условиях зачахнет и умрет. И вот тот росточек веры, который Господь при крещении вкладывает в душу, тот дар Святого Духа, должен развиться, и для этого должны быть созданы условия, должна быть создана атмосфера. А атмосферу создают родители своей жизнью, своим духом, своими отношениями с Богом, отношениями друг с другом.
И когда эти все вопросы мы начинаем с пришедшими родителями как-то прояснять, то этот папа начинает прямо как-то очень сильно ерзать: «Зачем это все нужно? Бог – Он везде! Бог – Он во всем! Бог для всех!» То есть начинает какие-то оккультные вещи, стереотипы, штампы воспроизводить. Я говорю: «Но давайте мы о Христе хоть немножко узнаем! Ведь вы Ему обещания будете давать, клятвы приносить. И в крестные нужно пригласить не просто хороших людей или близких знакомых, а тех, которые в первую очередь были бы христианами, чтобы они жили по-христиански, чтобы для них такие понятия, как молитва, как покаяние, как Причастие, были не просто знакомы, а естественны! И не только для крестных, но и для родителей!»
И в результате наших переговоров оказалось, что родителям ничего этого не надо. Им нужно решить свой вопрос, удовлетворить свою религиозную потребность, нужду, а никакой Христос с Его Церковью по большому счету не нужен. И осталось только пожать плечами. Расстались на теме: «Мы подумаем». А подумать-то надо над чем? Конечно, над тем, что прежде чем крестить ребеночка, нужно самим начать жить внутри Церкви, нужно подойти внимательно к исповеди, подготовиться к ней, нужно узнать Евангелие, прочитать его, нужно дойти до осознанного Причастия, то есть стать частью Церкви! Потому что крещение – рождает!
Но если за крещением не следует церковная жизнь, то душа умирает. Она разрывает связь с Духом Святым, и это является духовной смертью души. Она сосредоточивается на обслуживании плотских желаний человека и становится служанкой тела, а душа должна быть его госпожой! Религия – это как раз восстановление связи и жизни с Богом через определенные духовно-телесные действия.
В общем, поговорить мы поговорили, а в результате осталось недоумение: зачем крестить детей, если вы не хотите (или вы не готовы, или вам это не нужно) жить по-христиански, не хотите становиться крещеными православными христианами? Эти вещи всегда важно прояснять, потому что человек пребывает в каком-то мороке, в чаду своих представлений, а потом оказывается, что его ожидания не оправдываются. Он-то думал, а оказалось… И очень хочется, чтобы в добром уме и твердой памяти человек делал такие шаги, чтобы потом ему «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
Записала Ольга Баталова