– В Неделю о мытаре и фарисее традиционно постные дни – среда и пятница – освобождаются от поста. Церковь нам говорит: «Дабы не подражать внешней самодовольной праведности фарисея». Эта история, эта притча нас, конечно, многому учит. И Церковь, как добрая мать, как наша воспитательница, учительница, даже через такие малые элементы, как освобождение постных дней от поста, воспитывает в нас и вкус, и смысл, расставляет акценты и обозначает ценности.
Два человека вошли в храм помолиться. Для чего человек входит в храм? Кто-то – чтобы найти ответы на вопросы, кто-то – для того, чтобы принести жертву Богу, кто-то – поблагодарить, но в основном мы приходим в храм для того, чтобы помолиться. Храм – это училище, это школа молитвы. И вот один из двоих людей молился, будучи очень доволен собой: «Благодарю Тебя, Боже!..» Далее перечисляет, за что он благодарит: за то, что он не такой, как прочие человецы, – постится, молится, десятину дает с того, что приобретает.
И в этом смысле многие из нас не дотягивают до этой праведности, – праведности фарисея. Потому что и постимся мы так себе, через пень-колоду, у нас часто вызывает это проблему. Я все время сталкиваюсь с тем, что человек приходит и говорит: не могу себя ограничить; забываю; оказываюсь в обстоятельствах и не могу не поддаться им (день рождения или какие-нибудь другие события). Проблема. А фарисей честно постился.
Следующая добродетель вообще для многих за пределами возможного – давать десятину на содержание храма. Это закон, это порядок. Церковь не занимается бизнесом, не ведет коммерческую деятельность. Церковь всегда живет на пожертвования. И Господь, имея попечение о том, чтобы священники не заботились о насущном хлебе, установил порядок: прихожане заботятся о приходе, храме, приходской жизни, клиросе (с чего хору платить зарплату, с чего поддерживать уборщиц, которые заботятся о чистоте храма?) Потому что плох тот пастырь, который во время молитвы и богослужения думает, где бы ему гвозди купить или краску, что-то еще. Любой приход – это определенная организация, небольшое предприятие, где совершается много разных действий. И Господь поставил закон, что десятую часть прихожане, которые приходят в храм помолиться, за духовными нуждами, отдают на содержание прихода. Фарисей это делал. Насколько нам нужно еще подрасти, чтобы хотя бы к его праведности приблизиться?
Ну а дальше он совершил духовную ошибку: все то, что он делал, он приписал себе. Он говорит: «Я молодец». Но нет! «Без Меня ничего вы не можете совершить доброго», говорит Господь Иисус Христос. Без помощи Божией мы можем совершать только грехи, потому что даже добрые дела, которые мы делаем, окрадываются скверной тщеславия: «Я не такой! Я молодец!» И это его самодовольство выразилось в том, что он осудил другого человека. И в этом случился слом. Неплохо Бога благодарить за те блага или за те духовные усилия, которые человек делает: слава Богу за все! Но как только мы начинаем себя сравнивать с кем-то, кого-то оценивать – это всегда возможность себя возвысить. «Всякий возвышающий себя будет унижен. Всякий смиряющий себя будет возвышен».
Фарисей из храма вышел менее оправданный, чем пропитанный грехом, но стремящийся к исцелению, исправлению, покаянию человек, которого мы называем мытарем.
Молитва, оказывается, должна иметь определенные условия, и Бог не принял молитву фарисея.
Записала Анна Купцова