– Есть в духовной жизни дело, которое мы должны обязательно освоить, причем достичь определенного профессионализма в нем. Кто из нас умеет играть «Лунную сонату» на фортепиано, на скрипке? Я думаю, таковых найдется немного. Есть балалаечник Архиповский. Три струны у балалайки. Вроде что за инструмент? Но когда человек профессионал, маэстро, он так может на этих струнах сыграть, что просто душа разворачивается. Каждый, кто освоил какое-то искусство, стал профессионалом, огромное количество времени, сил, внимания, усердия, усидчивости на это потратил. Любое дело, если ты хочешь стать в нем профессионалом, требует твоей включенности.
Для каждого из нас Богом поставлена задача: мы должны изучить искусство из искусств, художество из художеств, обязательно стать профессионалами в молитвенном делании. Потому что молитва имеет свое развитие, свои ступени. И наше сердце таким образом устроено, что внутри его есть грехи, корни страстей. Грехи – это плоды, а страсти – это хронические болезни. В сердце есть их корни. Если их не вырвать, они так и останутся и будут давать свои плоды. Сердце очищается молитвой. Причем молитвой внутренней, умно-сердечной.
Господь обязательно хочет нам эту школу молитвы передать. Для того, чтобы мы усвоили навык молитвы, необходимы определенные условия. Одно из условий – это то состояние, в котором мытарь пришел к Богу. Он пришел в храм также помолиться. Но он не смел своих очей поднять к Богу, а наклонив голову, бил себя в грудь и говорил всего несколько слов: "Боже, милостив буди мне, грешному". Он не смотрел на фарисея, ни о чем другом не думал, кроме того, что стоит перед Богом, в Его присутствии. Он чувствовал Бога, потому что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, жертва Богу дух сокрушен. И он каким-то внутренним чутьем почувствовал, что именно из этого состояния надо сейчас к Богу вопиять.
Так порой бывает в жизни. Господь попускает нам впасть в какие-то прегрешения, как этот мытарь. Он прожил определенную жизнь, переступил черту в своих взаимоотношениях с людьми, обижал их, использовал. Иногда Господь попускает нам совершать какие-то тяжкие грехи, зная, что в нас есть внутренний грязный потенциал, что в каждом из нас живут и фарисей, и мытарь. И если в нас разовьется фарисей, то это гибель. Гордым Бог противится, Он не сможет войти в окаменелое и самодовольное сердце. Поэтому Господь, видя перспективу развития нашей души, дает нам эти якоря. Когда человек в жизни много ошибался, много дров наломал, его сердце начинает болеть, сокрушаться. Из этого сокрушения человек ищет выход и находит Спасителя. И тогда начинает рождаться та молитва, которая приятна Богу. Мытарь из храма вышел более оправданным, потому что его сердце родило молитву.
Наше сердце обязательно должно быть сокрушено осознанием нашего недостоинства, милости Божией, что Господь нас, таких замаранных, грязных, скверных, валяющихся в болоте во всякой грязи, омыл, очистил крещением, ввел в Свой дом, допустил к общению за царской трапезой. Он нас помиловал, очистил, дал нам Самого Себя в самое близкое общение.
Эти мысли все время наше сердце должны содержать в трепете, благоговении, в покаянии и внимании. И, конечно, молитва требует времени. Нельзя научиться молиться, просто делая это походя, или через пень-колоду, или от случая к случаю. Молитва требует покаянного сердца, внимания к своим словам, делам, чувствам. Требует времени и постоянства в этом подвиге. И, конечно, требует делания. Молитва дается молящемуся. А как молиться – поговорим чуть позже. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро