Родительская суббота. Помощь умершим

«Благая часть» – это разговор о самом важном, это ответы на жизненные, беспокоящие душу вопросы. Авторская программа протоиерея Евгения Попиченко выходит на телеканале «Союз».

– Сегодня мясопустная родительская суббота: Церковь мудро по своей любви и заботе протягивает руку тем, кто уже оказался по ту сторону этой жизни или, как мы говорим, на том свете – сегодня общецерковное поминовение всех от века усопших православных христиан. На завтрашнем воскресном богослужении мы будем вспоминать о Страшном Суде, о тех вопросах и условиях, по которым Господь будет «принимать решение» (говорим этими человеческими словами), судить. На самом деле все, конечно, не по-человечески, потому что один суд человеческий, другой Суд – Божий. И Суд Божий состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет. Каждый человек уже здесь сам для себя, внутри, в том царстве, которое есть в его душе, создает рай или ад тем выбором, который он ежедневно совершает.

Ежедневно человек совершает выбор: или он служит Богу, или он служит дьяволу. Других полюсов не существует – так, чтоб можно было прожить по принципу «ни Богу свечка, ни черту кочерга». Нет, всегда «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». И человек выбирает, на чьей стороне стоять.

Мы, конечно, надеемся, что наша кончина будет именоваться успением. Так всегда это воспринималось, и всегда последний день жизни для праведника, для члена Церкви – самый главный день жизни после дня рождения, потому что это рождение в вечность. И то, в чем Господь застает душу (в молитве ли, в покаянии ли, в примирении ли, в каком-то благоговении перед совершающимися событиями или в отчаянии, ропоте, возмущении, злобе, осуждении, в хватании за то, что еще не успел пережить), – и будет основным аккордом.

«Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной» у Господа просит Церковь многократно в течение дня. И конец – это, конечно, всему делу венец, потому что как человек жизнь живет, так она и оканчивается: или смертью, или успением. Смерти две: есть смерть как отлучение души от тела, есть смерть как отлучение души от Бога. И вот в этот зазор между частной кончиной человека, частным судом и последним Божьим определением Церковь и протягивает свою руку любви, молитвы. Очень важно быть в этом молитвенном общении.

Бывает, когда человек рядом, когда он болен, мы к нему со всей любовью, теплотой (ну, это если хорошее развитие сюжета, ведь бывает, что болезнь родственника, наоборот, отталкивает от него людей, делает их более раздражительными, нетерпеливыми, злыми). Но в хороших, добрых отношениях мы проявляем заботу, теплоту. А когда человек уходит, мы вроде с ним связь теряем, и этой теплоты становится меньше – мы снова переключаемся на живых, на тех, кто нас окружает.

Но усопшим очень важна наша помощь – молитвой, добрыми делами и, самое главное, помощь праведной жизнью самих родственников. Потому что многие усопшие, конечно, не дотягивают в своей жизни до того, чтобы воспарить, их крылья некрепки, и им необходима праведность их близких. Как святая блаженная матушка Ксения – когда ее супруг перешел в иной мир неготовым, она на себя взяла ответственность за него и жизнь свою положила за ближнего своего, проявила любовь.

Вот так очень важно, если действительно есть любовь к своим родителям, к другим своим близким, которые перешли в вечность, если эта любовь сохраняется, то, конечно, нужно жить напряженно, в устремлении к Богу, в покаянии, в молитве и с памятью о тех людях, ради кого мы боремся со злом в своем сердце. Помогай нам всем Господь!

Записал Игорь Лунёв