Торжество православия. Почитание икон

«Благая часть» – это разговор о самом важном, это ответы на жизненные, беспокоящие душу вопросы. Авторская программа протоиерея Евгения Попиченко выходит на телеканале «Союз».

– Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Сегодняшняя Неделя (воскресный день) именуется Церковью Торжеством православия. Императрица Феодора в VIII веке установила почитание святых икон. Дело в том, что за некоторое время до этого события Церковь захлестнула очередная ересь, когда некоторые богословы посчитали, что те образы, которые чтит Святая Церковь, являются идолами. И возникла иконоборческая ересь, которая, как пожар, полыхнула.

Многие умы и сердца были заражены этой ложью. Ложью о том, что христиане уклонились от истины и стали почитать изображения, деревянные изделия больше, чем Самого Бога. Никто тогда не подумал, что икона, прежде чем ей возносится почитание (не поклонение как Богу, а почитание как святыни, которая напоминает о Боге), освящается, священник совершает определенный чин, и рукотворному предмету Бог подает благодать.

И тогда Господь стал являть многие чудеса через святые изображения. Мы знаем Иверскую икону Пресвятой Богородицы, Тихвинскую, несколько сотен образов Божией Матери, которые были написаны и в I веке евангелистом и иконописцем Лукой. Вплоть до последних времен они были явлены чудесным образом – как Нерукотворный образ Спасителя, который был передан в Едессу князю Авгарю. Он попросил своего слугу, чтобы тот изобразил Христа, но не было возможности. И так получилось, что Христу дали плат – утереть лик, и на этом плате отобразился образ Христов.

Но суть почитания иконы в том, что если Бог воплотился, стал Человеком, значит, Он стал изображаемым. Отца изображать невозможно, потому что Бога не видел никто и никогда, говорит Иоанн Богослов. Бог Отец сокрыт от наших очей. Даже когда Моисей был призван на гору Синай, Господь сказал ему: «Только сзади сможешь на Меня посмотреть». Потому что невозможно взглянуть в лицо Богу и остаться живым. Настолько это потрясающее впечатление.

Но Господь по Своему смирению поместил Свое Божество в тело Человека Иисуса Христа, и с этого момента у нас появился опыт богопознания. Иоанн Богослов пишет в своем послании: «О Слове Жизни, об Иисусе Христе наша проповедь». И раз Бог стал плотью, Его можно изобразить.

И мы, взирая на образ, умом и сердцем возносимся к первообразу. Вот любящий свою жену супруг носит с собой фотографии и в какие-то моменты переживания или тоски достает их и смотрит. И свою любовь он может выразить в том, чтобы приложиться к фотографии любимого человека. Мы ведь не будем его подозревать в какой-то страсти к фотобумаге – он думает о своей супруге и через этот образ как бы молитвенно, духовно посылает ей свое переживание. Так же в иконопочитании. Образ нам помогает сосредоточиться на Личности Христа, Божией Матери, на том или ином святом.

Императрица Феодора установила догмат об иконопочитании. То есть Церковь смогла сформулировать свое учение в этом направлении. Так периодически бывает, когда мы воспринимаем что-то от отцов, и вдруг возникают какие-то ложные представления, ереси, Церковь собирается и формулирует свое богословие. Догмат – это граница, выходя за которую человек теряет связь с Церковью, превращаясь в зараженного ересью, духовно больного человека.

Радуемся святыням, чтим Бога, взирая на образ и умом восходя к первообразу, и прославляем нашу веру. Слава Богу за все!

Записала Елена Кузоро