– Продолжается Неделя о расслабленном. Можно друг друга поздравлять с именинами, поскольку каждый человек имеет эту немощь – расслабленность души. Чаще всего это выражается в унынии – не в смысле таких тягостных состояний души, как тоска, печаль, тревога, а в смысле отсутствия духовной бодрости, когда у человека не хватает сил на духовное: «Я устал, я так поздно пришел с работы, у меня нет сил взять в руки молитвослов. Только бы перекусить, к подушке прижаться… завтра помолюсь». А покушал – включил телевизор. И два часа – какие-то истории, события, фильмы. Или только к подушке прилег – телефон звонит. «Алло!» – и сорок минут… Откуда берутся силы? Куда девается сон?
Но в том-то и тайна этой болезни: все, что касается духовных усилий, у человека вызывает неимоверные трудности. Книжечку берет – через полстранички засыпает, на молитву встает – мысли путаются; и тут же какой-то переворот происходит внутри – начинается какая-то светская, мирская история с любопытством, со слухами-сплетнями, новостями, и у человека сразу все включается: и память начинает работать, и внимание, он что-то рассказывает с эмоциями. Вот так проявляется наша расслабленность, наша духовная немощь.
И вот евангельский расслабленный – Господь его исцелил и для чего-то дал ему такое послушание: встань, возьми постель твою и ходи. Ну, исцелился, встал, пошел – зачем брать постель, зачем с ней ходить, зачем привлекать к себе внимание? Это же такая картина: человек выходит на улицу города с раскладушкой днем, все на него смотрят. Зачем это нужно?
Но для чего-то Господь так повелел. А тот послушался, не стал размышлять. И когда фарисеи и старейшины увидели именно то, что он с этой постелью идет (а была суббота), они забеспокоились, потому что видели в этом нарушение закона. Был бы без раскладушки, вероятно, как-то это прошло бы незаметно. А тут он выполняет какое-то дело – что-то куда-то несет.
Они его призвали и говорят: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. А тот отвечает: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Они спросили, кто Тот Человек, он ответил, что не знает, потому что Господь, исцелив его, скрылся в народе. Потом они встретились в храме, и Господь ему говорит слова: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Господь открыл ему Себя, а человек пошел и рассказал об этом иудеям. Тоже всегда такой вопрос: зачем он это сделал? Какие были мотивы? Вроде Христос ему ничего плохого не сделал. Больше склоняемся к тому, что он поступил так по какой-то простоте своей, незамутненности. Его старшие спросили, кто этот Человек, он, узнав, без всякого злого умысла идет и рассказывает, что это такой-то.
Тем самым злоба иудеев в отношении Христа усилилась. Хотя Он ведь – Господин субботы, Он эту субботу основал, назначил. И Он в эту субботу все время совершает какие-то дела – мы неоднократно это встречаем в Евангелии.
Господь как бы все время задает Своими делами такой вопрос: «Суббота для человека или человек для субботы? Закон для человека или человек для закона? Вы сердце-то включайте, голову-то включайте: если у вас осел в субботу падает в яму, вы же его вытягиваете, чтобы он не мучился. Но если вы о животном заботитесь, почему к человеку такое небрежение? Почему исцеление страдающего много лет недугом паралича вас так возбуждает?»
А потому, что когда гордость и ненависть в сердце, оно слепнет, и человек видит только свою идею, свое желание и стремится его всячески исполнить. Поэтому окаменело сердце, ослепились очи, закрылся слух – именно по этой причине: гордость, злоба и ненависть. И Господь все время пытается поставить людей в это положение, чтобы они увидели себя как бы со стороны, чтобы поняли: нельзя идти против Бога, Он Господин и субботы. Помогай нам всем Господь!
Записал Игорь Лунёв