– Сегодня Радоница, девятый день после Христова Воскресения. И сегодня весть о победе жизни над смертью достигает всех от века преставльшихся – всех усопших. Хотел сказать «христиан», потом подумал, что не все люди об этом слышат. Просто для христиан эта весть актуальна, потому что воскресший Христос в момент Своего сошествия во ад вывел оттуда тех, кто был Ему Своим, Его ждал, чувствовал свое родство с Богом. Не всех вывел, кто-то там остался навеки. Так и ныне ликование от неба к земле и туда, в преисподние земли, достигает в первую очередь тех, кто со Христом породнился, стал Его чадом.
Рождение во Христа происходит в момент крещения. Надо понимать этот нюанс. Все люди – творения Божии. Бог творит каждого человека. Но творение, не ожившее Духом Святым, становится чадом Божиим в момент, когда дух человека соединяется со Святым Духом в таинстве Крещения. Господь в этот момент вдыхает в человека дыхание вечной жизни, как делают искусственное дыхание. Господь вдохнул – и человек ожил. И творение превратилось в чадо Божие, в наследника того Царства, которое Господь уготовал любящим Его. Другое дело, что чадо Божие должно учиться слушаться Отца, исполнять Его волю, любить Его, жить по Его законам. Потому что ему много дано. А кому много дано, с того много и спросится.
Иногда случается так, как нам открыто через преподобного Макария Великого. Как-то он шел по пустыне и посохом задел кость. Это оказался череп. И вдруг череп к нему обращается человеческим языком: «Мы тебя знаем, ты Макарий». – «Откуда знаете?» – «Когда ты останавливаешься в наших домах, ты молишься о нас». А тогда покойников хоронили в пещерах, и паломники иногда останавливались в них на ночлег, чтобы укрыться от непогоды. И когда он приходил «в гости» к кому-нибудь в такой дом, он молился о его хозяевах.
Это оказался языческий жрец, то есть человек, который при жизни служил сатане. Потому что боги язычников – это бесы. Всякое язычество, как бы оно ни прикрывалось, имеет подоплекой бесовщину. Потому что нечистым духам очень выгодно прятаться за какими-то деревяшками, ритуалами, амулетами. Им хорошо, потому что им верят и исполняют их волю, но они не открывают свои зубы, когти.
«Я языческий жрец. Но когда ты о нас молишься, нам становится легче. Огонь расступается, и мы сквозь огонь видим лица друг друга и от этого получаем утешение». И тогда Макарий спрашивает: «А есть ли те, которым тяжелее и страшнее, чем вам в этом вечном огне?» – «Есть. Это те христиане, которые, пообещав Богу верность, Ему изменили. Приняв таинство, они отреклись своей жизнью, принципами, ориентирами от Церкви, веры и Бога. Они находятся еще ниже, чем мы».
Такое откровение, конечно, нас должно как-то напугать, устрашить, напомнить, что нам дано много. Мы в крещении стали детьми Божьими. Но если мы изменим этому первородству, то и ответственность будет великая.
Сегодня Радоница – радость, что весть о Христовом Воскресении дошла до всех усопших от века христиан. Сегодня во всех храмах молятся сугубо за сродников, родных, близких, за всех чад Церкви, которые уже ничем себе помочь не могут. Они по ту сторону, закристаллизовались, зафиксировались в том состоянии, в котором их застала смерть. А пока есть время до Страшного суда, Церковь может их утешить, поддержать и настроить, передать им свою любовь в виде благодатных молитв. И до Страшного суда их участь может как-то поменяться в лучшую сторону. Хуже-то уже не будет, а лучше быть может.
Поэтому сегодня молимся обо всех усопших и понимаем, что каждый из нас очень скоро тоже станет усопшим. Скоро мы пройдем сквозь эту дверь. Очень важно, с чем мы войдем в вечную жизнь, с каким сокровищем: которое здесь, на земле, воры подкапывают и крадут или которое для Царства Небесного, его не подкапывают и не крадут. Потому что где сокровище ваше, там и сердце ваше. Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро