– У Клайва Льюиса есть замечательное произведение «Пока мы лиц не обрели». Это сказка с намеком – про королевство, про взаимоотношения между людьми, про страсти, про какую-то конкуренцию. Есть главная героиня: жизнь прожита, время суда, она приходит на суд, и оказывается, что вся жизнь, которую она вела, была какой-то не ее жизнью, чужой. Вот человек оказывается перед Богом, и эти маски уходят, и понимаешь, что все не то, не так, все было как-то не по-настоящему.
Недавно один священник поделился наблюдением, сказал: «Представляете, я почувствовал себя самим собой!» Спрашиваю его: «Как это случилось?» – «Меня пригласили к больному человеку, а у меня были определенные обязательства по службе. И вот передо мной встал выбор: и времени другого не назначить – человек больной, может не дождаться, с другой стороны, у меня обязательства перед прихожанами, перед собратьями-священниками – я должен быть на богослужении». И вот эти весы – закон и милость, милость и закон.
Когда живешь в рамках инструкций, это просто, удобно. Чиновником быть, с одной стороны, непросто, с другой стороны, просто – потому что всегда есть инструкция, за которую можно уйти, можно спрятаться за закон, он тебя прикроет: «Ну, не положено. Нет такого распоряжения».
Очень сложно взять ответственность на себя: принять какое-то решение в отношении другого человека, допустить его к чему-то, услужить ему, оформить какой-то документ, то есть выйти за рамки инструкции. Ведь тут человек оказывается как бы незащищенным: вот его воля, его решение и ответственность за принимаемое решение. А ответственность – это очень тяжелое бремя, его боятся. Всегда лучше как-то избежать ее, уйти, закрыться: «Бумажка есть – сделаю, нет бумажки – до свидания!»
Огромное количество так живет, и это их ограничивает, ведь внутри этих рамок люди чувствуют себя «функциями», не живут своей жизнью, потому что душа-то, может быть, и хотела выйти навстречу человек, пожалеть, помиловать его, а разум говорит: «Не высовывайся, сиди ровно – дольше просидишь».
И вот человек рассказывает: «Я принял решение нарушить инструкцию, поехал к человеку, пробыл с ним гораздо дольше, чем можно было бы по какому-то регламенту, то есть пытаясь на этих двух стульях сбалансировать. И вдруг я ощутил внутреннюю свободу, почувствовал какую-то силу, уверенность и сердечную радость от того, что вот именно в этот момент поступаю по-человечески, так, как внутренне хочу».
Потрясающий опыт выхода за флажки! Конечно, флажки, то есть законы, инструкции, нужны, но они ограничивают наши возможности, потому что человек за ними прячет свою человечность. В жизни всегда должен быть путь выхода за закон – по любви, по милости, не ради греха, не ради преступления, а ради человека, ради Христа.
И Господь нам часто показывал этот принцип. Его то и дело упрекали: «А почему Ты в субботу исцеляешь, например, сухорукого или слепого? А почему Ты нарушаешь этот закон?» Господь говорит: «Запомните: суббота для человека, а не человек для субботы. Не становитесь рабами закона. Все законы для того, чтобы помочь вам жить по-человечески. Если инструкции лишают вас возможности поступать по-доброму, по совести, надо через них переступать».
В этом проявляется глубинная сердечная жизнь человека, в этом он узнает себя. Ведь всю жизнь можно прожить в таком «чемодане», а потом прийти к Богу, а Он скажет: «Друг! А что ж ты в этом «чемодане» сидел? Сколько раз Я к тебе приходил в виде просителя, нищего, бедного, а ты сидел в своем регламенте и все боялся высунуть голову: «А вдруг кто накажет? А вдруг что скажет?» Но ты не свою жизнь прожил. Ты-то был гораздо глубже, гораздо интересней, но все боялся взять ответственность на себя. И что Мне теперь с тобой делать? Куда тебя поместить? Ты не раскрылся, так и остался недоразвитым, ты собой не стал». Подумаем об этом. Помогай нам всем Господь!
Записал Игорь Лунёв