– Сегодня Похвала Пресвятой Богородицы. Точнее – церковный праздник всегда начинается с вечера. Одно из самых красивых и потрясающих богослужений мы совершили уже вчера, когда на вечерней службе читается Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы по частям и звучат очень умилительные песнопения. Эта служба совершается только один раз в году (как и стояние Марии Египетской, и службы Страстной недели). Это самые прекрасные богослужения. В них душа раскрывается для Бога, соприкасается с тем миром, который Церковь для нас раскрывает в богослужении. Проще всего почувствовать Бога, углубляясь и погружаясь в службы Святой Церкви.
Этот праздник для меня особый, потому что это день моего рукоположения во священники. Он может совпадать с календарным днем моего рукоположения, а может быть и передвижным, поскольку великопостные службы всегда зависят от Пасхи. В том году, в котором меня рукополагали, видимо, Пасха была 23 апреля, потому что Похвала Пресвятой Богородицы была 8 апреля. И этот день навечно переплелся со служением Божией Матери. Сейчас это особо ощущается, когда есть возможность служить в Успенском соборе, восстанавливать храм Божией Матери, служить Ей, ежедневно многократно обращаться к Ней в своих молитвах.
Во славу Пресвятой Богородицы хочется несколько слов сказать еще о православных священниках – великих подвижниках, удивительных людях, очень добрых, искренних, которые служат вопреки всему: общественному мнению, какому-то неприятию. И во все века служители Божии воспринимались врагом рода человеческого как противники. Против них настраивали массовое сознание, просто раньше оно не было таким общественным, а было на уровне слухов, разговоров, сплетен.
Я уже тридцать лет в Церкви. Конечно, у меня есть критическое мышление, но я не могу бросить камень в сторону Церкви, священства. Иногда говорят, что отцы такие-сякие. Я не знаю, не встречал таких отцов, про которых так говорят. Конечно, тут может быть такой принцип, что рыбак рыбака видит издалека, каждый ищет по душе коллектив и общение; и у кого что болит, тот о том и говорит. Правда, все те отцы, с которыми за десятки лет довелось встречаться, конечно, не без греха, не без немощей и недостатков, но их суть – это жертвенная готовность служить Богу и людям. График, в котором живет священник, – очень непростой, потому что требует огромного количества душевных и эмоциональных сил.
Заканчивается какая-то служба, время выходить на исповедь, и алтарник спрашивает: «Батюшка, а там еще столько людей, столько времени на них нужно…» Да, потому что у каждого человека есть своя проблема, и ему важно ее решить. И, скорее всего, он не думает о том, что у священника тоже могут быть и усталость, и болезни, и какие-то семейные трудности. Для всех рабочий день уже закончился, а у священника он продолжается, потому что люди приходят. Каждый выкладывает на священника свой груз, а священник это несет и находит слова утешения, поддержки. И потом еще неоднократно молится Богу: Господи, помоги такому-то и такой-то, чтобы как-то их жизнь устроилась.
Это не цирк, не театр, а жизнь. Священник ежедневно находится в непосредственном общении с Богом. Он болеет душой за своих прихожан, за то, что происходит в мире, за тех людей, которые не ведают, что творят, больны грехом, погибают от лжи и неправды, от страстей. Это все проходит через душу священника.
Конечно, он это несет вместе со Христом, потому что без Христа, без Его помощи это невозможно. Благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет. Но все-таки путь каждого священника, как сказал Иоанн (Крестьянкин), – это добровольное мученичество. Поэтому берегите своих отцов, дорожите тем, что у вас есть пастыри, которые могут вам сказать слово, помолиться за вас, просто воздохнуть. Это очень дорого, когда есть на земле человек, который за вас перед Богом может сказать слово. С Похвалой Пресвятой Богородицы!
Записала Елена Кузоро