– Уже несколько раз наблюдал такую ситуацию: на территорию храма или в службу милосердия приходит женщина с тремя детьми и, очень убедительно показывая названия каких-то лекарств, в буквальном смысле требует, чтобы ее детей обеспечили тем-то и тем-то. Я смотрю, как люди реагируют, и пребываю в некотором замешательстве.
С одной стороны, у нас есть история преподобного Петра, мытаря, который был очень жесткий сердцем, так что нищие даже боялись его о чем-то просить. Какой-то бродяга услышал эту историю и говорит: «А я у него обязательно милостыню выпрошу». И поспорил с нищими братьями. Когда Петр вышел из дома, чтобы отправиться на рынок, нищий пристал к нему и начал канючить: «Ну подай… Ну ради Христа». И Петр, просто чтобы тот отстал от него, взял краюху хлеба и запустил в него как камнем. Тот это поймал, прибежал и удивил всю нищую братию. А Петр видит во сне, как тот хлеб, который он с такой злобой бросил бедному, берет в руки Христос, и его это настолько поразило, что он проснулся другим человеком и стал самым милостивым в том городе, в котором жил. Это одна история – милостыня всяко бывает полезна. Вопрос: полезна ли милостыня в этой конкретной ситуации?
Однажды мой знакомый приехал в деревню и какое-то время там жил. Своих детишек кормили, а через дорогу жила другая семья, папа, мама, пятеро детей, и эти дети повадились к ним ходить. Что-то поедят, что-то с собой унесут. И вроде все здорово, человек помогает, заботится, а пожилая соседка говорит: «Ты это прекращай, потому что у них всё в порядке, у них есть родители, есть дом. Это их развращает и воспитывает в них иждивенчество».
Когда стали прояснять ситуацию с той женщиной из нашего храма, то действительно оказалось, что она не входит в категорию нуждающихся, потому что у нее есть муж, есть двое взрослых сыновей, есть трое маленьких. И у меня возникает вопрос: а не развращаем ли мы эту женщину, ее детей, которые видят, что таким образом можно устроиться в жизни? Однажды обратил внимание: пришла она на праздник, в трапезную и без какого-либо стеснения набрала со стола два огромных пакета. Очень неприятные чувства.
И вот вопрос: если человек больной – это одна история; если человек здоровый, но абсолютно наглый – это другая история. Если больной, надо лечить, надо помочь, надо как-то вникнуть в ситуацию, разобраться, приехать домой, посмотреть, действительно ли там все так. Затем поставить на какое-то довольствие. Но если это форма жизни, когда просто кто-то паразитирует и воспитывает детей тунеядцами, надо также вникнуть и понять, почему это происходит и чего ради.
Вот такие беспокойные мысли порой закрадываются в ум, и такие задачки приходится решать. Конечно, проще от всего этого абстрагироваться, не на моей территории – и ладно, но, с другой стороны, ситуацию надо как-то решать, потому что здесь и ложь, и хитрость, и воровство. Что из этого хорошего выйдет? Помогай нам всем Господь; и рабе Божией Елене, ее чадам. Чтобы ее семейная и жизненная ситуация каким-то образом выправилась, потому что детки, подрастая, усвоят эту модель поведения, что можно жить только за счет других, а это далеко идущие грустные последствия. Помогай нам всем Господь!
Записал Максим Заливакин