– Как-то довелось быть на службе в одном из храмов Кавказа – в Кисловодске. Священника, как гласит народная мудрость, узнают и в рогоже. А я очень люблю с самой своей церковной юности просто стоять где-то в глубине храма, тихонечко, незаметно, и слушать службу, не находясь в самом служении. Такая возможность представляется крайне редко – просто потому, что уже другой статус в служении. Но во время отпуска это иногда можно себе позволить.
Мы пришли в храм на литургию. Я в светской одежде – решил помолиться, не привлекая внимания, встал где-то в уголочке. Идет служба. Меня сразу поразил голос служащего священника – очень громкий, четкий, ясно все проговаривающий. Я даже сначала подумал: «Что-то громко служит». У меня привычка, чтобы служба шла размеренно, тихо, даже нежно.
Заканчивается служба, батюшка выходит на амвон, произносит очень хорошую, вдумчивую проповедь, слово Божье, потом разворачивается в мою сторону и говорит: «А знаете, у нас сегодня в храме вместе с нами отец Евгений!» Я такой… даже не знаю, куда деться.
Он дальше говорит: «Отец Евгений, мы знаем, что Вы недавно были в командировке в Белгороде. Расскажите нам!» Отвечаю: «Я не в «брачной» одежде». Он: «Да ладно, мы знаем, что Вы проездом, всё понимаем». И пришлось какие-то слова говорить прихожанам, как-то батюшку поддержать, поблагодарить. А он оказался руководителем социального отдела той епархии.
Потом он говорит: «Вы подождите! Сейчас службу закончим и немножко еще пообщаемся». Заканчивается служба, батюшка нас провожает, там еще пару семей священников присутствует. Накрывают стол, приносят осетинские пироги. Надо понять: он их заранее заказал – как только заметил мое присутствие, кому-то поручил за ними сходить. Это к слову о кавказском гостеприимстве.
И вот два с лишним часа человек просто так посвятил нам, рассказывая о своей жизни, о жизни своей семьи, о жизни прихода, о взаимоотношениях между священниками. Это было так удивительно, открыто, по-доброму! Батюшка столько разных забавных историй рассказывал… Но, конечно, не для широкой аудитории, для более узкого круга. Когда-нибудь, может, я о них вспомню.
Например, как-то приезжает человек освятить машину. Батюшка освящает, а человек, естественно, задает вопрос: «Что я Вам должен?» Отец Сергий отвечает: «Ничего не должны». – «Ну как? Ведь положено что-то… Как я Вас могу отблагодарить?» – «Давайте в храм зайдем».
А храм только начинал восстанавливаться, и батюшка говорит: «Мы потихонечку ведем строительные работы. Вот здесь когда-то будет икона святителя Николая. Вы же Николай. Может быть, как раз Вам эта честь и выпадет – сделать заказ, чтоб написали эту икону. Вас же Бог не обижает?» А видно ведь, на каком транспортном средстве человек приехал.
И тот отвечает: «Да, не обижает. А сколько икона стоит?» – «Не знаю». – «А где ее заказать?» – «Не знаю. Мне только сейчас эта мысль в голову пришла». Человек почесал голову и говорит: «Ладно, садитесь в машину, поехали!» Привозит он батюшку к иконописцам, и те потом уже многие и многие иконы для храма написали.
Такое вот здоровое дерзновение, когда с человеком можно поговорить без обиняков, не заискивая, не с каким-то таким подъездом: «Ну, что-нибудь там пожертвуйте…», а прямо сказать: «Есть вопрос. Можешь – закрой». И батюшка рассказывает: «У нас больше двухсот икон, и ни одну мы сами не приобретали. Каждая икона была написана по заказу какой-то семьи, группы людей, одного какого-то человека».
Это ведь правда честь – благодаря тебе появилась часть храмового украшения. Пройдут века, о тебе уже никто помнить не будет, а в храме будет стоять икона, где написаны имена на молитвенную память. И каждый день в церкви будут звучать слова молитвы: «Строителей, благоукрасителей, жертвователей святого храма сего… да помянет Господь Бог во Царствии Своем!»
Удивительная встреча. Вообще самое прекрасное в жизни – встреча с Богом и встреча во Христе с людьми. Как это здорово! Помогай нам всем, Господь!
Записал Игорь Лунёв