– Каждый день по заповеди Матери Церкви мы обращаемся в утренних правилах к Богу с молитвой, составленной пророком Давидом: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Давид был одаренный Богом человек – царь, пророк, выдающийся воин, муж, отец. Человек, который знал Бога. Но и в его жизни порой случались такие трагедии, которые разрывали его сердце.
Однажды Давид, вопреки своей обязанности быть на поле брани и управлять своим войском, в одной из войн остался дома – пожалел себя, решил отдохнуть. А праздность – мать всех грехов. Через какое-то время ему стало скучно, он стал искать развлечения, утешения и как-то вечером из своего дворца увидел купающуюся молодую женщину. Поскольку сердце Давида было в этот момент расслабленное, невнимательное, несобранное, туда проникла стрела купидона – блудного беса, и царь воспылал желанием взять эту женщину к себе в дом.
Узнал, навел справки: она замужем, муж ее на поле брани защищает царя, защищает его страну. Давид своей властью взял к себе Вирсавию. Через какое-то время она забеременела, и он начал переживать, что получается некрасивая история. Когда ее муж Урия вернулся из похода в отпуск, Давид очень хотел, чтобы он вошел к своей жене, а тот ответил: «Все мои братья воюют, а я буду утешаться?» И оставался на отдыхе вне дома. Тогда видя, что невозможно скрыть свой грех, Давид повелевает военачальнику, чтобы Урию поставили на передовую, где он и погибает. Как бы законным образом Давид берет вдову в свой дом и с ней утешается.
Сердце его молчит. Так бывает, когда грех застилает совесть, – яд нейтрализует болевые качества совести как анестезия, и человек получает утешение и ни в чем себя не винит. Господь посылает во дворец пророка Нафана, который приходит к Давиду и рассказывает о том, как один богатый, сильный человек забрал у бедняка единственную овечку. Давид в возмущении говорит: «Надо наказать, покарать такого человека», и пророк отвечает: «Так это ты». В этот момент вся мишура блудного греха и убийства спадает с сердца, и оно начинает вопиять, начинает так болеть, что он кричит к Богу: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Боль осознания греха, потери Бога, боль неправоты перед своим Создателем настолько мучает Давида, что он на всякую ночь ложе свое омачивает слезами. Он плакал, и Господь его простил, Господь оставил его и в царском достоинстве, и в пророческом. Но зло греха, особенно смертоубийства, вопиет к Небу об отмщении, и Давид понес тяжелейшую епитимью: один из его сыновей, любимый Авессалом, погиб очень мучительной смертью.
Но нам с вами эта молитва дана для того, чтобы наше сердце откликалось на ту боль, которой пронизаны эти слова, чтобы наши грехи омывались нашими слезами при прочтении этого удивительного, сердечного вопля к Богу. Помогай нам всем Господь!
Записал Максим Заливакин