– В Евангелии наш Господь Иисус Христос говорит такие слова, которые для многих непонятны, неприятны в том смысле, что не принимает их душа как заповедь к исполнению. Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас и добро делайте творящим напасти. И молитесь за обижающих и гонящих вас. Если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность? А вы любите врагов ваших, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым».
Идет военная операция, и каждый человек, так или иначе, сформировал свое отношение. У кого-то оно категорично строгое, кто-то – с ненавистью, кто-то – со злобой, кто-то – со злорадством, а кто-то так: «Поживите теперь, как жили жители Донбасса восемь лет». Кто-то – с печалью и отчаянием, кто-то закрывается, но отношение у каждого все равно какое-то формируется.
И всегда хочется прикоснуться к тем людям, у которых, на твой взгляд, есть духовное видение, есть сердце, воспитанное во Христе. И когда появляется такая возможность, спрашиваешь, какое отношение у человека. И слышишь, что сердце у него болит и за нашу сторону, и за ту сторону, и за людей, которые с этой стороны границы, и за людей, которые с той стороны границы. И тут страдают, и там страдают. Нет какого-то осуждения, а есть все покрывающая, скорбящая и молящаяся за эту боль любовь.
Вспомнилась такая история, которую я прочитал в одной из книг про Флавиана. Дело было во время афганской кампании, когда наши раненые бойцы были зажаты в одном доме, и среди них оказался отец Флавиан. А с той стороны душманы стали уже подходить для того, чтобы схватить раненых. Бойцы находились в растерянности, не зная, что им делать. И священник выходит навстречу врагам.
Дальше он сам рассказывает: «Вдруг я посмотрел на них не как на врагов с автоматами, у которых злоба и ненависть, а глазами Бога. Вот как Отец любящий смотрит не просто на их действия, а в их сердца, на то, что и они тоже дети Бога. И они тоже когда-то в этот мир пришли маленькими детьми, с какими-то хорошими намерениями. Из них тоже можно было что-то доброе вырастить, но так сложилось».
Священник стал говорить с людьми на языке любви, на языке Божием, и как-то смог убедить, чтобы они оставили раненых. И те его послушались. Такая была сила, любовь, вера в этих словах, что иноверные воины доверились и ушли.
Это то, чего от нас ожидает Господь: чтобы мы свое сердце преобразили, чтобы, несмотря на все человеческое, болезненное и мучительное, понимали, что Бог от нас ждет иного. Чтобы мы научились молиться за обижающих и благословлять проклинающих, творить добро творящим нам напасти.
Это невозможно сделать без жизни во Христе, без Его силы, помощи, энергии. Следовательно, если мы хотим эту заповедь исполнить, мы должны очень близко быть в отношениях со Христом, в молитве, в покаянии, в чувстве Его присутствия в своей жизни, семье, сердце. И тогда, в какой-то момент, когда душа сможет переплавиться от эгоизма, самолюбия, каких-то человеческих страстей, наше сердце сможет родить такую скорбь обо всех людях, исполненную любви.
Помогай нам всем Господь!
Записала Елена Кузоро