– На прошлой неделе, 22 декабря, мы совершали праздник – Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Сам праздник, подготовка к нему и запись одной из передач на эту тему породили в сознании несколько тем, которыми захотелось поделиться.
Первая тема – зачатие, то есть зарождение жизни. В рождении каждого человека участвуют три личности: отец, мать и Господь. Папа с мамой дают ребенку тело – соединение двух клеточек. Господь в момент этого соединения вдыхает дыхание жизни. Помните, как из праха земного было создано тело Адама? Господь вдохнул дыхание жизни, и Адам стал душою живою.
Вот так мы с вами живем: с одной стороны человек – брение, созданное из праха земного, из физиологических процессов, с другой стороны, человек – дыхание Божие. В нас живет дыхание Божие.
Потом, в какой-то важный момент жизни, Господь еще усугубляет это зачатие. Человек не просто становится душой живой, человек становится чадом Божиим, не только тварью, но и чадом, наследником Царства Небесного. Этот момент происходит в крещении, когда душа оплодотворяется действием Святого Духа и появляется совершенно другой человек.
Крещеный от некрещеного отличается, как человек живой от каменной статуи. Это не мой образ – просто примите. Господь каждому рожденному от Святого Духа дает огонь в сердце. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся. Этот огонь нужно не только сохранить, его нужно раздуть, им нужно обогреть, его нужно донести до врат в Царствие Небесное и внести в рай.
Это непросто, поскольку «вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут». Против этого огня выступает враг рода человеческого, потому что он знает: если в человеке есть ревность о стяжании Духа Святого, есть вера и готовность жить по вере, то он несокрушим, он крепко держится за Христа. Поэтому у дьявола есть тысяча и один способ этот огонь гасить.
Мы с вами сейчас живем в неделе, которая, можно так сказать, о званых на брачный пир. Вчера, в воскресенье, мы читали в храмах Евангелие о том, как один человек пригласил на пир много званых, а они стали отказываться. Один пошел на торговлю, другой в село свое, третий на брак свой – у каждого оказались какие-то свои дела важнее, чем самое дорогое – приглашение на брачный пир в Царствие Небесное.
Один священник (хороший батюшка, много лет трудится) как-то со мной поделился: «Я однажды увлекся строительством дома – пять лет строил. И когда я его построил, вдруг ощутил, что потерял священнический огонь».
Представляете? Гвозди, канализация, водопровод, бригады, все надо спланировать, придумать… Дом построил – потерял огонь. Как ты его потом вернешь? Что нужно сделать, сколько крови и пота пролить, сколько слез выплакать, чтобы этот огонь Господь снова вернул? Потому что до ревности любит дух, живущий в нас. Если мы пренебрегаем Божьими дарами, Он их забирает.
Как в сказке «Царевна-лягушка»: герой сразу получил такое сокровище, а потом пренебрег им, как-то схитрил, не на том сосредоточился, и все пропало. Потом нужно идти в царство Кощея, сражаться, искать это сокровище. Точно так же в духовной жизни: если мы небрежем о том даре, который нам дан в крещении, о благодати Божией, Господь это забирает. Через тяжелейший труд, скорбный труд, несение каких-то смирительных жизненных ситуаций эта благодать возвращается.
И вот вопрос: а мы об этом огне радеем? Давно ли мы с вами с жаждой стремились на встречу с Богом? Чтобы так: пришел человек домой с работы, и у него внутри немножко ноет – побыстрее закончить домашние дела, часиков в десять встать на молитву, зажечь лампадку и с Богом побыть. Давно ли мы с таким настроем искали встречи с Богом?
Правило, привычка, кабала, усталость, пропуск, сокращения, отвлечение, невнимание... Давно ли мы с вами плакали во время молитвы? Чтобы те слова, которые святые из сердца вырывали, нас коснулись и наше сердце откликнулось Богу.
А ведь это все признаки живой души и того, что в ней есть этот огонь, что он как-то еще горит, как-то теплится. Обязательно нужно его поддерживать, иначе будет мучительно больно за то, что мы окажемся бесплодными в Небесном Царстве. Помогай нам всем Господь!
Записал Максим Заливакин