Трудно поверить, но некогда это место было самым красивым во всем Верх-Исетском заводе Екатеринбурга. Каждое воскресенье сюда стекались сотни людей, чтобы поблагодарить Господа за его бесконечные благости и испросить благословения на предстоящую неделю. Сегодня этот храм называют одной из самых многострадальных церквей Среднего Урала, да и узнать храм в этом здании довольно трудно. Обезображенный многими надстройками советских времен, он и по сей день является свидетелем страшных гонений на Церковь. Речь идет о соборе Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе.
Олег Олегович Савин, староста собора Успения Пресвятой Богородицы:
– Храм не был богат по сравнению с другими в городе Екатеринбурге. Но он был значим тем, что находился на заводской территории и здесь была очень большая община, две воскресные школы, где обучали большое количество детей. Здесь и социальные проекты, если современным языком выражаться, претворялись в жизнь...
Храм благоукрашался, несколько раз перестраивался, со временем приобрел статус собора. До революции его клир состоял из трех священников, диакона и четырех пономарей. В 1905 году Екатеринбург посетил любимый русским народом пастырь – праведный Иоанн Кронштадтский. Каждый день своего пребывания в уральской столице батюшка совершал богослужения в городских храмах. Возможно, молился он и в прекрасном в те времена Успенском соборе.
Олег Олегович Савин:
– К приходу советской власти существовало два придела в этом соборе. Один был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, а второй – во имя Николая Чудотворца. Никольский престол был освящен практически перед приходом советской власти. При советской власти храм просуществовал недолго...
К закрытию собор был величественным. Судя по описи имущества, здесь был двухъярусный иконостас, на колокольне было 9 медных колоколов разной величины. Однако недолго простоял храм во всей своей славе. В ходе кампании по массовому закрытию церквей в 1930 г. был закрыт и он. В его здании открылась столовая для рабочих Верх-Исетского завода, а затем – третий городской хлебокомбинат.
Сейчас храм Божий узнать практически не возможно. Даже его строители не узнали бы дело рук своих. Почти на том месте, где был центральный вход, сегодня – трамвайная остановка. Здание перестраивалось в стилевых формах конструктивизма. Были снесены портики, угловые барабаны, колокольня, выдержанные в едином стиле. Были сделаны крупные пристрои и сооружены межэтажные перекрытия, разделившие внутреннее пространство собора на 4 этажа. Примечательно, что колокольня была снесена почти сразу. Она привлекала к открывшейся здесь столовой, а затем и к хлебозаводу, занявшим чужую территорию, ненужное внимание.
Многое было пристроено, но еще больше разрушено. Вероятно, из-за спешки не был сбит декор барабана, частично сохранилось первоначальное оформление северного и южного фасадов. Именно барабан купола и выдает в этом странном здании с многочисленными пристройками некогда величественный православный собор.
Олег Олегович Савин:
– Выжимали все что могли, и все равно стены, построенные практически сто лет назад, перенесли все тяготы и невзгоды и нам дали возможность восстанавливать.
В начале 2000-х гг. хлебокомбинат № 3 был расформирован, а здание, в котором еще буквально вчера выпекали батоны, вновь стало епархиальным.
Олег Олегович Савин:
– Состояние плачевное – и размораживаются стены, и кровля худая. Но это поправимо, работать можно. Стены крепкие, еще не один век простоят. То, что зимой приходилось переживать без отопления, без электричества, – не знаю какими это словами описать... Не романтизм, наверное, но что-то такое, что ложится на сердце и его потом оттуда ничем не выковыряешь. В разбитое здание собора заходишь, молишься, а состояние души такое, будто в хорошем, благоустроенном соборе находишься, потому что стены намоленные. Это место святое.
У каждого храма своя история и свои ценности. Одно из главных сокровищ Успенского собора Екатеринбурга – в его стенах служили два святых человека – священномученик Сергий Увицкий и преподобномученик Ардалион (Пономарев). Великие подвижники, каждый в свое время потрудившиеся на ниве Христовой.
Протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург):
– Когда приходит такая весть, сердце начинает радоваться и ликовать: это какое-то особое состояние – служить в храме, где возносились к Богу молитвы святых угодников Божиих.
Дивные истории жизни святых не могут оставить равнодушными… Архимандрит Ардалион, в миру Александр Пономарев, был назначен настоятелем Успенского собора в 1922 году. Прихожане сами обратились к нему с просьбой занять эту должность. Благодаря его деятельности в 20-е годы XX века, когда церковь была раздираема расколами, Успенский храм остался Тихоновским. После смерти жены в 1933 году протоиерей Александр Пономарев принял монашеский постриг с именем Ардалион. 4 января 1937 года архимандрита Ардалиона арестовали. Проведя в невыносимых лагерных условиях 11 месяцев, батюшка умер от истощения. В 2008 году Священный Синод Русской Церкви причислил отца Ардалиона (Пономарева) к лику преподобномучеников.
Второй известный нам угодник Божий – священномученик Сергий Увицкий. Отец Сергий был прекрасным проповедником. Он был арестован уже в 1920 году. Через год его освободили и определили служить в Успенский собор Верх-Исетского завода Екатеринбурга. Здесь он прослужил совсем недолго и был отправлен на служение в село Меркушино, к мощам праведного Симеона Верхотурского. 10 февраля 1930 года будущего священномученика арестовали, и с тех пор он скитался по лагерям, а 12 марта 1932 года умер на Беломорканале. Светлое имя отца Сергия Увицкого не было забыто. Его прославили в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2006 году.
Протоиерей Евгений Попиченко:
– Удивительно, что отец Сергий и отец Александр были друзьями, а их дети поженились. У отца Александра Пономарева был сын Григорий, а у отца Сергия дочка Нина. Они прожили долгую жизнь, умерли в 1997 году, в один день, а жили и трудились в Курганской епархии. Григорий известен в церковных кругах как старец Григорий Пономарев, то есть он нес старческое служение.
Святые мученики освящали своим служением эти стены. Да и сам храм стал мучеником – столько испытаний выпало на его судьбу.
Протоиерей Евгений Попиченко:
– Когда получил назначение настоятеля, то сразу было понятно, что нужно служить в самом соборе несмотря на то, что уже была глубокая осень... Пришли в разрушенный собор и стали организовывать службы. Первое богослужение было совершено уже 14 октября, на Покров Пресвятой Богородицы. Дальше в регулярном режиме мы стали здесь служить и потом перешли на постоянное служение. Очень трудно будет из этих стен уходить, потому что здесь особое ощущение, особые переживания. Поскольку служим в немножко «катакомбных» условиях, то переживания примерно как у первых христиан, которые от безбожного языческого мира скрывались в пещеры, в подземелья, обустраивали храмы и в них совершали богослужения. А с другой стороны, ощущение постоянной Пасхи, потому что алтарь не перекрыт иконостасом, алтарная часть от самого помещения храма отделена символической перегородкой. И поскольку нет ни Царских врат, ни диаконских, то, как на Пасху, всегда открыты Царские врата, и все богослужение видно прихожанам...
Восстановление собора Успения Пресвятой Богородицы требует многих трудов и затрат. Но общими усилиями, даст Бог, один из старейших соборов Урала удастся возродить. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский, «если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».
Источник:
ТК Союз. Программа «По святым местам». Собор Успения Пресвятой Богородицы, Православная газета №33 (786), Православная газета №34 (787)