Протоиерей Евгений Попиченко с 2002 года возглавляет отдел социального служения Екатеринбургской епархии. «17 лет милостью Божией еще живой под этим нелегким бременем социального служения», — признается отец Евгений. Сегодня социальный отдел ведет 20 проектов помощи старым, больным, одиноким и другим людям, попавшим в беду. В штате отдела 90 человек. При отделе есть некоммерческая организация «Православная служба Милосердие», в работе которой в постоянном режиме участвует порядка 800 добровольцев.
С проблемой профессионального выгорания (синдромом эмоционального выгорания) сталкиваются многие люди помогающих профессий. Отец Евгений рассказал, как сам после 10-летнего священнического служения столкнулся с выгоранием:
— Я всегда хотел делать свое дело добросовестно, без халтуры. Крестил, венчал, исповедовал, отпевал. Всегда хотелось сказать людям что-то хорошее. И часто бывало, что после совершения очередного Таинства люди искренне благодарили, крепко жали руку, обещали прийти в храм. «Мы придем, батюшка», — говорили они. И приходили… лет через пять с очередным ребеночком, покрестить. И так в моей жизни случилось выгорание. Я испытывал страшное неудовлетворение от своего служения. Я окрестил примерно 1000 человек, а наш приход не вырос ни на одного. Каждый год на Пасху причащалось одно и то же число прихожан…
А еще пришел на день рождения к своей тете. Там одна гостья подошла ко мне: «Ой, батюшка, я вас знаю! Вы меня крестили, я вам так благодарна, всегда вас вспоминаю». Но, когда дошло время до тоста, она что-то сказала и подарила… календарь майя». Я готов был под стол провалиться…
И тогда я стал искать, что же делать. Стал смотреть на разных приходах систему занятий с людьми по подготовке к церковной жизни. Так родилось целое направление нашей работы, и сейчас в социальном отделе есть отделение катехизации, в нем 2 сотрудника и 8 добровольцев. Мы помогаем узнать о Христе. У меня на приходе люди, входящие в церковную жизнь после крещения или после длительного перерыва, идут этим путем, и втягиваются, начинают раз в неделю приходить в храм и в течение полугода постепенно воцерковляются. И все сотрудники прихода (примерно 70 человек) и соцотдела — это люди, которые смотрят не друг на друга, а в одну сторону — в сторону личности Иисуса Христа. У нас одинаковое мировоззрение, осознанное стремление к Чаше Христовой и евхаристической жизни.
Отец Евгений рассказал об епархиальном реабилитационном центре помощи наркозависимым, через который прошло несколько сотен ребят, многие из которых смогли избавиться от зависимости. Священнослужитель отметил, что для победы над этой страстью, для спасения необходимо одно самое важное условие.
— Один мудрый священник, беседуя с семинаристами, задал вопрос: «Какой грех самый страшный, самый тяжкий?»
Сидящие в зале участники Слета высказали свои варианты ответа: измена, предательство, ненависть, неверие…
— Да, это именно неверие — с него начинаются все остальные беззакония, — отметил отец Евгений. — Если Бога нет в жизни человека, то все позволено. В этих словах Достоевского — правда Божия. Русский человек без православия сначала оскотинивается, потом осатеневает… Если человек, пройдя реабилитацию, проделав психологическую и духовную работу, не становится церковным по духу человеком, то все усилия без толку. Рано ли поздно он возвращается к наркотикам, алкоголизму, азартным играм, распутному образу жизни. Дьяволу-то без разницы, чем человека губить. Если человек не обретает Христа в сердце, то все остальное очень мало может ему помочь.
Ведущий отметил, что не случайно заповедь «Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» стоит прежде заповеди о почитании родителей, прежде заповедей «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради».
— Каждый христианин в воскресный день должен предстать перед Богом, чтобы рассказать о том, как прожита неделя, и попросить благословения на неделю грядущую. Попросить за себя, свою семью, своих близких. И это не просто рекомендация — это закон, который заложен нашей природой. Бог так ее устроил, что если мы выпадаем из этого закона, то наша природа начинает разрушаться.
Отец Евгений отметил огромную важность смирения:
— Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны», — эти слова преподобного Исаака Сирина являются эпиграфом к нашей сегодняшней беседе. Смиренным Бог дает благодать, потому что смиренный уподобляется Христу. Насколько человек прирастает в смирении, насколько смирение приобретается его сердцем — это ориентир, с которым можно сверять свой путь.
Ведущий рассказал историю из жизни знакомого сельского батюшки. Приехала к нему на приход гостья из Москвы и очень удивилась, когда священник остановил машину и посадил какого-то нетрезвого бродягу — довез его до дома, передал жене. «Зачем вы это делаете?» — спросила москвичка. Тогда батюшка достал Евангелие и зачитал: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35)
Отец Евгений привел и такие слова из Евангелия: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:24-26).
— Духовной жизни не бывает без подвига, в этом святые отцы едины. У святителя Тихона Задонского есть такие слова: «Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает», — отметил отец Евгений. — Но сейчас у нас наблюдается опасное состояние, к которому многие стремятся: нам все время говорят, что надо жить, чтобы расслабиться. Дожить до выходных — и расслабиться. Дожить до отпуска — и расслабиться. Зона комфорта, в которой находится современный человек, является страшной зоной, где душа гибнет.
— Не так давно в нашем языке появилось выражение «синдром профессионального выгорания». Это состояние характеризуется эмоциональным истощением, равнодушием к своей деятельности, формализацией своего служения. Данное понятие ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году, — отметил ведущий. — Часто приходится слышать «человек выгорел» — потерял внутреннее горение. Например, я общался с уважаемым мною священником, который признался: «Я потерял огонь в сердце. Очень увлекся строительством своего дома, а оно затянулось на 5 лет. Дом я построил, но потерял тот огонь, что был в сердце».
Оказывается, в Священном Писании звучат слова про выгорание. Вместе с ведущим участники беседы вспомнили евангельскую историю о десяти девах: "Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий". (Мф. 25:1-13)
— Сосуд в этой притче — наша душа, которая должна быть наполнена елеем. Елей — это благодать Духа Святаго, это энергия, которой живет наше сердце, наша душа. И нам нужно заботиться, чтобы наши сосуды своевременно наполнялись елеем. Светильники выгорают у всех, но мы должны помнить, что дождутся Жениха лишь те, кто разумно запасает и постоянно бережет елей. Кто не оставляет благодатной жизни, понимая, что душу нужно не только отдавать, но и приобретать, — объяснил протоиерей Евгений Попиченко.
Как техника нуждается в регулярном и своевременном техобслуживании, так и человеческую душу нужно поддерживать.
— Внутри нас очень стройный механизм, который Господь в нас вложил, и есть необходимые условия для нашей души, чтобы она не выгорела, чтобы не потерялась бодрость, целеустремленность, — отметил священник.
Он напомнил о 4-х источниках Божией благодати, к которым христианин должен припасть для наполнения своего «светильника». Это катехизис, молитва, дела милосердия, совершаемые во имя Христа, чтение Священного Писания, учения святых отцов, житий святых.
Порой к разочарованию и выгоранию человека приводит неправильная мотивация, неверное целеполагание. «Если мы занимаемся социальным служением, чтобы всех спасти, всем помочь, то приходим к тому, что помочь всем невозможно, что победить наркотики нельзя. В итоге происходит надлом. К нему приводит и неблагодарность людей», — сказал ведущий.
Какой же тогда должна быть наша установка? Каким мотивом нужно руководствоваться, скажем, сестре милосердия?
— Вожделенный плод наших трудов — это смирение. И цель социального служения — приобрести смирение, — отметил ведущий. — Авва Дорофей говорит, что путем к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно. Сначала я не совсем понял смысла этих слов. Но потом у святителя Игнатия Брянчанинова нашел объяснение: разумно — это когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние грехи, что это возможность искупить их перед Богом. И от такой мысли возникает верная мотивация.
Если сестру милосердия не принимают, обижают, она эти скорби «достойно по грехам своим приемлет». Если ее хвалят, она помнит, что «мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк, 17:10). Такой подход сохраняет и от печалей, и от самообольщения.
Уныние и меланхолия, отметил ведущий, часто возникают из-за того, что нарушен режим нашей жизни. Наш Бог — Бог порядка, а хаос — от лукавого. И, поскольку человек трехсоставен, то режим и порядок должны проникать и в духовную жизнь человека, и в душевную, и в телесную.
Говоря о духовном порядке, отец Евгений подчеркнул важность регулярного вкушения благодати Божией посредством Таинств (исповедь и причастие для мирян — раз в 2-3 недели) и вдумчивого отношения к причастию. Также важнейшим фактором духовного здоровья является регулярный режим предстояния человека пред Богом. Это участие в воскресных богослужениях и ежедневный молитвенный труд (минут по 20 утром и вечером нужно обязательно находить для встречи с Богом и относиться к этому максимально добросовестно). Также отец Евгений говорил о необходимости чтения Священного Писания и соблюдения постов, связывающих нас со Христом нашим состраданием Ему в эти дни.
Отец Евгений отметил, что наше тело — это инструмент в помощь нашей душе, что забота о нем и физические нагрузки также помогают противодействовать унынию и выгоранию. Ведущий рассказал, что знакомый ему спортсмен поделился таким наблюдением: гормон радости находится в… икрах. Бег, ходьба и вообще движение помогают человеку стабилизировать эмоциональное состояние. Участники беседы вспомнили фильм «Форрест Гамп», где главный герой, когда любимая его оставила, бежал 2,5 года… «Я своим сотрудникам постоянно напоминаю, что нужно ходить пешком. 7-10 километров нужно в день проходить», — сказал руководитель соцотдела Екатеринбургской епархии.
Не обошел ведущий в своей беседе и важность для человека духовного наставничества. «Послушанию можно научиться, только слушаясь. Без послушания нет смирения. Без смирения нет спасения, — отметил отец Евгений. — Но Дьявол часто забивает клинья в отношения между духовником и его духовным чадом, вызывая недоверие, подозрение. Поэтому очень важно вовремя высушивать это место, где развиваются такие духовные паразиты. Не нужно бояться открывать на исповеди моменты, которые касаются и самого духовника… Если духовник проявляет строгость, это хорошо, это забота. Воспитание невозможно без строгости… Но, если совет духовника кажется невыполнимым, можно честно сказать: «Простите, я выполнить не смогу. Можно ли по-другому решить вопрос?»
— Духовника не надо бояться и не нужно человекоугодничать, — резюмировал ведущий.
В заключение протоиерей Евгений Попиченко отметил, что все-таки пройти жизненный путь без скорбей невозможно:
— Как бы мы ни старались обезопасить себя, как бы ни настраивались на то, что все должно быть гармонично, нужно понимать, что всякий, кто приступает работать Господу, должен приготовить душу свою к испытаниям. Невозможно без скорбей пройти жизненный путь. Душа все равно будет испытывать боль, переживания. И это необходимое условие для спасения.
Только претерпевший до конца — спасется, добавил ведущий. Это как на соревнованиях: если даже за 5 метров до финиша спортсмен сойдет с дистанции — он выбывает из игры, его труды не увенчаются победой.
— Никакое служение нельзя оставлять без явной на то воли Божией, — отметил отец Евгений. — Если ты взял благословение нести этот крест, то нужно нести его до конца. Преодолевая трудности, смиряясь, терпя обстоятельства жизни. Но ни в коем случае не бросать. Если крест будет брошен даже незадолго до финала, то дело жизни потеряется…
Вторая часть встречи с протоиереем Евгением Попиченко прошла в формате вопрос-ответ. Разговор был о выборе духовника о природе Церкви, о старославянском языке, о противодействии нападкам лукавого. Был и такой вопрос: «Я регулярно хожу в храм, молюсь, причащаюсь. Но наступит ли момент, когда я буду стремиться в храм из-за любви к Богу, а не потому, что так надо, так положено? Или это только для монахов, священников?» Этот вопрос задал руководитель Благотворительного фонда преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского (Кострома) Максим Бредихин.
— Такой момент обязательно придет, — ответил отец Евгений. — Любовь… Надо понимать, что это слово изменило свое значение в результате пропаганды чувственных отношений. «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь…» Возникает ощущение, что любовь — это проявление наших пылких чувств. Чувства прошли — и любви нет… И современный человек так и живет, постоянно стимулируя свои чувства, эмоции — самые поверхностные проявления своей души. Любовь — это не состояние наших чувств. Любовь — это состояние нашей воли. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Господь не говорит, что тот, кто любит Его, будет испытывать какие-то переживания, внутренне разгораться. Речь о соблюдении Его заповедей деятельным образом. Соблюдать заповеди — трудно, не очень приятно и порой вопреки нашей воле, которая противится воле Божией. Но мы понимаем, что это важно и стараемся последовательно двигаться по этому пути.
Василий Великий говорит, что сначала человек исполняет волю Божию, заповеди Божии из-за страха, как раб. Затем — как наемник, когда понимает вкус: если я делаю добро, то сам приобретаю большее. И третья ступень — как сын, по любви к Отцу. И мы обязательно придем к этому.
Выступление прошло на III Всероссийском слете православных центров помощи наркозависимых. Публикация с сайта об антинаркотической деятельности Русской Православной Церкви