Цикл «Дети военных лет»: Лидия Петровна Кузнецова

Мы продолжаем вас знакомить с прихожанами Успенского Собора в Екатеринбурге. В дни празднования 77-летия Победы в Великой Отечественной войне в рамках приходского цикла «Дети военных лет» рассказала о себе и поделилась воспоминаниями о непростых военных годах Лидия Петровна Кузнецова.
Идея этого интервью возникла ещё в прошлом году, когда отец Евгений Попиченко лично поздравил на дому с Днем Победы Лидию Петровну. Благодаря этой встрече мы с вами теперь можем погрузиться в удивительную историю жизни, которая была написана по благословению настоятеля.

Отец Евгений с Лидией Петровной в День Победы (фото из архива Успенского собора)

Быстрое взросление
Лидия родилась в 1926 году селе Сосновское Шадринского района Курганской области. Она была первым ребенком из пяти в многодетной верующей семье. Рождество, Пасха, Никола Зимний (день смерти святого Николая Чудотворца) всегда были в семье большими праздниками. «Даже когда я была маленькая, - вспоминает Лидия Петровна, - мама красила яйца, пекла куличи, готовила масло и сметану, но до праздника не давала ничего попробовать или лизнуть нам детям, несмотря на просьбы». В Рождество Христово всегда все вместе пели тропарь Рождества. В детстве Лида любила ходить с подружками в бор за ягодами, кататься на велосипеде, играть на гитаре.

Лидия Петровна (справа) с сестрами и братом (фото из личного архива)

Всё изменилось, когда семья Лидии переехала к бабушке и дедушке в Каргаполье. Почти сразу после этого началась война. К этому времени Лида успела закончить всего 8 классов, ей было 14 лет. Отца почти сразу забрали на фронт. У семьи не осталось в запасе ни копейки денег, ни грамма хлеба. Из беззаботного детства Лидии пришлось быстро переходить во взрослую суровую жизнь. Школу ей пришлось бросить и как самой старшей в семье пойти работать, чтобы помочь заработать маме хотя бы крошку хлеба. На военном заводе в день давали 500 грамм хлеба. Сама мама, Елизавета Егоровна, трудилась в мастерской – катала валенки для фронта.

Лидия Петровна с мамой и братом в начале войны (фото из личного архива)

Военный завод был эвакуирован с Украины. Разместили его в степи. Девочки и мальчики, которых не забрали на фронт, своими руками копали траншеи, выстраивали стены, устанавливали токарные станки. После того как завод был восстановлен, детей две недели учили токарному делу. Среди них была и 15-летняя девочка Лида. Завод работал круглосуточно в три смены по 8 часов. «Бывало, смена начинается в 00:00. На работу идти далеко, никакого транспорта нет, очень страшно было», - вспоминает Лидия Петровна. С вечерних смен дети, уставшие, грязные (душей на заводах тогда ещё не было), возвращались толпой, но идти каждому на работу приходилось поодиночке.
Лидия проработала на заводе 1 год. Когда раненый Петр Иванович вернулся с фронта домой и увидел, что его старшая дочь ходит в куртке, пропитанной машинным маслом, рано встает или поздно уходит на работу, то принял решение забрать её с завода и вернуть в школу. Это оказалось не так-то просто сделать. На военном заводе не хватало рук, и Лидию никак не хотели увольнять. Петру Ивановичу пришлось дойти до депутата Верховного Совета, которая по счастливой случайности оказалась учительницей школы. Только после её звонка Лиду отпустили с работы.
Возвращение в школу
С сентября снова наступило школьное время. В классе Лиды училось много детей, эвакуированных из зон боевых действий. Школьники летом принимали участие в колхозных работах, осенью выкапывали мороженую картошку. Сами молотили зерно с помощью лошадей, вязали снопы. В учебное время дети устраивали концерты. Позже почти все одноклассники Лидии Петровны ушли добровольцами на фронт и почти все погибли.
Отец быстро восстановился от ранения, и его снова забрали на фронт. Семья Лидии снова стала нуждаться. В этот раз мать не стала забирать дочь из школы, вместо этого она устроила её на летнее время на работу в военный госпиталь. В этот раз девочка осваивала специальность санитарки в перевязочном кабинете. Она отстирывала использованные, покрытые гноем и кровью бинты. В то время они были в большом дефиците. Сушила их, гладила и сматывала. А когда снова наступила осень, вернулась в школу.

Ия с бабушкой (фото из личного архива)

Но не только на старшую дочь Елизавета Егоровна накладывала семейные обязанности. Вторую дочь, Ию, которая была младше Лидии на пару лет, мама забрала из школы, чтобы она ухаживала за младшими братьями и сестрами. Самой маленькой на то время был 1 годик, сестре постарше 5 лет, брату 9. Ия была хозяйкой дома, пока мама со старшей сестрой зарабатывали на хлеб. В хозяйстве от голода очень выручал огород и корова. Кормилицу семьи не стали продавать, хотя самим без мужской помощи было трудно заготавливать и перевозить сено.
Подвиг веры
Вскоре в 1943 году с фронта пришла похоронка на Петра Ивановича. Елизавета Егоровна вместо того, чтобы оплакивать погибшего, собрала всех детей перед иконой, поставила их на колени и сказала повторять за ней молитву за отца: «Пресвятая Богородица, сохрани ты нашего тятеньку, чтобы вернулся он домой». Даже самая младшая дочь Валентина, несмотря на то, что ей было в то время 2 года, помнит этот момент.
А в это время в январе, на Белорусском фронте, после ожесточенного сражения, среди погибших товарищей (никто в этом бою больше не выжил), Петр Иванович пришел в себя и увидел перед собой женщину. Она посмотрела на него участливо и сказала ему: «Вставай, Петро, тебе еще рано помирать, тебя дома пятеро ждут». После это он долго вспоминал об этом и пришел к выводу, что это была Богородица. Какая ещё женщина могла явиться ему на поле боя, зная его имя и сколько у него детей. Позже, уже дома, после прохождения всех лагерей, в 80 лет он умер в день Успения Пресвятой Богородицы.

Рисунок из открытых источников

А в то время, когда Петр пришел в сознание, он услышал немецкую речь и лай собак - так он попал в плен. В Германии в плену он занимался сапожным ремеслом и, благодаря своему мастерству и помощи Божией Матери, выжил.
В 1945 году, после окончания войны, его признали врагом народа и сослали в Сибирь. И только в 1946 году он вернулся домой, и его домашние узнали, что их молитвы были услышаны.
Самостоятельная жизнь
После окончания школы Лидия поступила в Шадринский учительский институт. И оказалась совсем одна, далеко от дома. Билеты на поезд тогда купить было невозможно. В гости приходилось ездить тайком. Несколько раз в год вместе с другими односельчанками они запрыгивали в товарный поезд, зарывались в уголь, чтобы их никто не заметил, доезжали до своей станции и 18 км шли пешком до села.
Учиться было очень тяжело. Чтобы получить 500 грамм хлеба, которые студентам выдавали ежедневно, приходилось отстаивать длинные очереди. Также нужно было самостоятельно обеспечивать себя и оплачивать столовую. Стипендия была всего 140 рублей, которой на все не хватало. Помощи было ждать неоткуда. Чтобы выжить, Лидии пришлось и учиться, и работать. В городском комитете ей помогли устроиться старшей пионервожатой в семилетнюю школу. На эти деньги уже можно было выжить. Но голод и тогда не покидал. Пайка хлеба на день часто уже заканчивалась к обеду, а в столовой кормили только кашей на воде и постными супами.

Лидия Петровна с подругами в студенческие годы (фото из личного архива)

После окончания института Лидию Петровну распредели работать в среднюю школу учительницей математики на юг Курганской области, на границе с Казахстаном. Лидия много плакала, просила в районном отделе народного образования не посылать её так далеко от дома, чтобы она могла помогать маме, брату и сестрам. Но её убедили, что жизнь там намного легче, школа очень хорошая и хлебные места. Хлеба после войны стало ещё меньше, чем во время её, поэтому после долгих раздумий Лидия Петровна согласилась.
По прибытии на место Лидия Петровна учила старшеклассников математике, принимала экзамены. Вскоре с фронта стали приходить раненые, и она быстро вышла замуж за Ивана - офицера, которого назначили первым секретарем Райкома комсомола.

Лидия Петровна с Иваном Александровичем и детьми Ниной и Володей (фото из личного архива)

После нового назначения Иван Александрович с Лидией Петровной переехали в Курган, где она устроилась учителем в женскую школу. В 1946 году у них родилась дочь Нина, в 1948 году - сын Володя. После поступления Ивана в юридический институт семья переехала жить в Свердловск.
Несмотря на то, что Иван Александрович состоял в коммунистической партии, он был из верующей семьи. Его мать, Антонина Ивановна, в юности пела на клиросе в церкви. Но из-за плохого отношения государства к церкви веру приходилось скрывать. Даже крашеную скорлупу от яиц к Пасхе приходилось заворачивать в газеты, чтобы никто не увидел.

Иван Александрович с родителями (фото из личного архива)

Однажды произошел такой случай. Когда Лидия Петровна была классным руководителем 11 класса, ученики попросили её сводить их в медицинский институт для профориентации. После экскурсии они всем классом пошли пешком. Проходя мимо Ивановской церкви, ребята попросили её зайти внутрь. Лидия Петровна, наказав детям не смеяться и не шуметь, повела их в храм. В дневное время службы не было, и дети, осмотрев церковь, отправились домой. На следующий день Лидию Петровну вызвали к директору с допросами по поводу посещения храма. Обошлось выговором.
Возвращение в лоно церкви
В следующий раз порог церкви Лидия Петровна переступила уже после выхода на пенсию, благодаря своей дочери Нине. Нина Ивановна однажды увидела в новостях, что в храме Преображения Господня в Москве в метро Тушино мироточит икона святого Амвросия Оптинского и решила сходить посмотреть на это чудо. Но когда она встала перед иконой святого Амвросия Оптинского, слезы потекли рекой, и она впервые стала горячо молиться за своих детей.
Ровно через год Нина Ивановна с Лидией Петровной оказались рядом с храмом Преображения Господня в Екатеринбурге. После этого они начала чаще посещать храм, приступать к таинствам.
Сейчас Нина Ивановна и Лидия Петровна прихожанки восстанавливаемого Успенского собора в Екатеринбурге. Они начали его посещать с первых дней открытия, когда настоятелем был ещё отец Дионисий. Тогда мать с дочерью сразу стали активными прихожанками храма: помогали в трапезной и церковной лавке.
Позже настоятелем Успенского собора назначили отца Евгения Попиченко. «После этого жизнь в храме сильно изменилась: появилось много активных прихожан, сестричество милосердия. Для нас это идеал прихода. Мы год с мамой по причине здоровья не могли посещать наш храм, и это было для нас большим испытанием», - поделилась Нина Ивановна.
Лидия Петровна и Нина Ивановна 2022 год (фото из архива Успенского собора)


В связи со здоровьем Лидия Петровна с Ниной Ивановной уже не всегда могут посещать сам храм, но на дому их регулярно посещает отец Константин Вострецов. А также в этом году в Рождественские праздники в гости приходили Дед Мороз со Снегурочкой.
В свои 96 лет Лидия Петровна не унывает: она вяжет прекрасные салфетки и варежки, разгадывает кроссворды, а также общается с 4-мя внуками и 10 правнуками.
Лидия Петровна в свои 96 лет вяжет прекрасные салфетки

Благодарим нашу собеседницу за интересные воспоминания. Многая и благая лета Вам, Лидия Петровна!

Фото из личного архива, архива Успенского собора, фотографа Владимира Солдатова
Подробнее узнать о жизни пожилых прихожан Успенского собора:

Виктор Николаевич Естехин

Виктор Никифорович Кононов

Светлана Павловна Зеленская

Элла Федоровна Песигина

Леонила Васильевна Полуяхтова

Матушка Пелагея Омельчук

Евгения Николаевна Юрчикова